Вихри калужские, или Ока да луга

Именно второе словосочетание из заголовка нашего рассказа, по словам местного экскурсовода, и послужило по одной из исторических версий идеей для названия города - места проведения очередной, пятнадцатой Школы-семинара. Как и любому другому достойному мероприятию, ему посвящено несколько уже существующих Интернет-ресурсов - ссылки на них приведены в конце текста. Наша цель - предложить Вашему вниманию личные заметки одного из участников, посвященные подготовке к Школе и ее неофициальной части.

Публикация приурочена к предстоящей в конце мая 2007 года
XVI Школе-семинару молодых ученых и специалистов под руководством академика РАН А.И.Леонтьева

Сборы в дорогу

      После прекрасной во всех отношениях встречи в Рыбинске не было известно, куда мы поедем в 2005 году. Слухи ходили даже о проведении конференции в форме круиза на теплоходе, например, по Волге - почти как на одной из развлекательных программ центрального ТВ. Несомненно, пятнадцатую Школу следовало приурочить к празднованию 175-летия МГТУ им. Баумана, и базироваться поэтому предстояло в Москве. И вот сюрприз в виде Первого информационного сообщения о проведении Школы-семинара в Калуге! Новый дом для Школы, новое место для многих участников (Ваш покорный слуга там тоже никогда не был), тем интереснее будет. И пусть прошел слух, что нынешняя Школа - посл... крайняя, нелегко Александру Ивановичу Леонтьеву их организовывать уже почти 3 десятка лет подряд - за время проведения никто эти тезисы не поддержал, будут и еще Школы, а мы пока готовились к Пятнадцатой.
      Конечно, должное количество сил, времени и внимания было уделено в свое время (еще зимой, в соответствии с распорядком подготовки к Школе) научной части: выполнению представляемых работ, оформлению статей и пересылке их в оргкомитет. Короче, тут любой из участников может постараться рассказать какую-то из своих историй, сопутствовавших подготовке, но все это будет слишком далеко от собственно Школы-семинара.
      Что-то всегда делается в последний момент, всегда остаются необходимыми, к сожалению, какие-нибудь формальности. Для нас, питерских политехников, таким камнем преткновения чуть не стали разрешения на опубликование статей в открытой печати: в этом году обнаружилось, что акты надо не только отдавать на экспертизу (ждать от нескольких дней до недели), но и визировать в Первом отделе, перед тем как подписывать у ректора... Никакого преткновения, само собой, но задержка заставила понервничать. Вот с этими перипетиями мы и начинали календарный Год, успокоившись после отсылки статей до Второго информационного сообщения.
      Оно не заставило себя ждать, и сразу после дня смеха начался новый этап подготовки. По электронной почте прислали предварительный вариант программы конференции, формы регистрации участников и бронирования жилья и экскурсий - кто хотел, мог считать себя готовым после их заполнения.
      Формально вопрос выбора варианта, где поселиться, в этом году существовал, но после выяснения подробностей решился почти однозначно. Выбрать можно было между гостиницей в самой Калуге и санаторно-оздоровительным комплексом "Звездный", на территории которого и должны были пройти мероприятия Школы (заседания, лекции, стендовые сессии). Поэтому очень маловероятно, чтобы кто-нибудь из приезжих предпочел поселиться в "Приокской" и каждый день рано утром приезжать в Школу из города, чтобы только вечером вернуться, непонятно как и зачем. Разве что в самом городе остались постоянно живущие в Калуге участники (можно сказать, организаторы и хозяева) Школы.
      Тема бронирования номеров в санатории таила в себе только один секрет, как оказалось впоследствии, немаловажный. Конечно, если участник из города А. едет на Школу один, то он либо заказывает одно место в двухместном номере, одном из двух в блоке из двух номеров в ожидании познакомиться с интересными соседями, либо теоретически может переплатить и заказать больше одного места, чтоб не пугать соседа громким храпом. Не знаю, возможен ли был второй вариант, хватило бы номеров на пустые места. Нам это не грозило, из одной лаборатории ехало делегатов на несколько блоков, что мы и указали в формах заказа, заранее распределив с коллегами порядок общежития. Потом еще окажется, как важно выбрать соседа правильно!
      Второй (а может, и первый по важности) вопрос - организация дороги туда и обратно. На жителей Северной столицы, казалось, глазами смотрел Брянский поезд, проездом останавливающийся в Калуге. Под рукой уже знакомый по подготовке к Рыбинску сайт Avantix.Ru, с тех пор изменивший интерфейс, зато безукоризненно работающий. Поиск выдает номер поезда и наличие билетов. Время поездки не ах (отъезд из СПб днем, прибытые в Калугу в 4 часа ночи), но с этим еще можно было бы смириться. Против прямого поезда сыграли два фактора, и каждый из них сам по себе смог бы решить все даже в отсутствие поддержки.
      Дело в том, что в Калуге два важных пассажирских железнодорожных вокзала - Калуга-1 и Калуга-2. Первый из них расположен фактически в самой Калуге. Это стало понятно уже из первых найденных в Интернете карт города (то ли на сайте Kaluga.Ru, то ли на KalugaCity.Ru) А вот найти, как далеко от центра искать станцию Калуга-2 (как раз там-то и останавливаются транзитные поезда), не могли помочь ни городские справочники типа Kaluga.Info, ни простой поиск по Сети, давший только адрес "Привокзальная улица, д.1". За это время на экран было выведено много схем города, но заполучить таковую с возможностью поиска - это было бы слишком жирно. Пришлось довольствоваться случайной ссылкой на отчет путешествовавшего через Калугу туриста, добиравшегося несколько лет назад на электричке от Калуги-2 до Калуги-1 больше 40 минут. Да еще попались несколько статей про Привокзальную улицу из местных газет, все как назло из раздела криминальной хроники: то там кого-то ограбили в темноте, то просто по голове ударили, опять же ночью. И хотя в программе Школы было сказано, что с вокзала на вокзал (т.е. в центр города с дальнего вокзала) можно добраться и на автобусе минут за 20, ехать на прямом поезде хотелось все меньше. Сказано ведь, что эти автобусы ходят часто, но часто ли они ходят в 4 час ночи? Тут-то все и решилось: Школу проводят в санатории в 15 км от Калуги, и в день накануне открытия Школы (впрочем, и в каждый последующий) на центральном вокзале (Калуга-1!) участников Школы будет встречать автобус из санатория, и встречать не просто так, а после прибытия электричек из Москвы, приходящих как раз на Калугу-1.
      Теперь уже вариант с Брянским поездом был окончательно отвергнут, и начался подбор комбинации "что-нибудь от Питера до Москвы" плюс вышеупомянутая электричка. Их не так уж и много, этих электропоездов до Калуги, значились среди них и несколько экспрессов со временем в пути 2.5 часа вместо 3 с лишним - выгода приятная, все-таки, путь немаленький, около 200 км. К тому же, именно с "Экспресса" встречал "школьный" автобус, да и значился он в некоторых расписаниях как "поезд повышенной комфортности": пусть подороже, но чище и меньше проблем с билетами, наверное.
      Тем более, на экспресс этот билеты, оказалось, можно купить заранее, как на обычный поезд дальнего следования. Не знаю, получилось бы заказать их дистанционно, из Петербурга, но на нашу семейно-научную тургруппу московскими родственниками эти билеты были приобретены прямо на Киевском вокзале столицы (откуда отправляются поезда в Калугу). Из всех возможных пар поездов был выбран первый экспресс 7:20 в Калугу, с которого Школьников уже встречали, но чтобы успеть на него, обычной полуночной "Красной стрелы" из СПб не хватало - они на Ленинградский-то вокзал приходят в полвосьмого - в восемь, а надо еще накинуть по часику на переезд с вокзала на вокзал по Москве, хорошо бы с завтраком, да на опоздание поезда.
      И что я сказал такого, бывает, и "Красная стрела" опаздывает - она же не борт номер один! Как раз в ноябре прошлого года ехали в Москву и задержались в пути почти на час: где-то через состав перед нашим (а они же идут по трассе один за другим почти впритык) сломался локомотив, вот и стояли, ждали. Так что с учетом всех перестраховок выбрали для себя пользующийся не самым ажиотажным спросом поезд до Москвы с прибытием в столицу в пол-шестого утра. Между прочим, насчет ажиотажа это еще как сказать... наши коллеги собрались покупать билеты в Москву позже нас, уже после первомайских праздников, так их на вечерний поезд просто не было - и пришлось второй части нашей делегации ехать к 8 утра, чтобы погулять по Москве и сесть уже на второй, полуденный экспресс в Калугу. Пока же до всего этого было еще далеко, почти два месяца, и откроется ли к 5:30 (времени нашего прибытия в столицу) московское метро, точно мы так и не узнали. Предположили, что откроются хотя бы станции Кольцевой линии, которая и была нужна для переезда с одного вокзала на другой.
      Предпоследний вопрос подготовки к поездке, которым можно было бы и не заниматься - но на всякий случай интересно казалось запастись картой тех мест, куда мы отправлялись. Случайным поиском по книжным магазинам заниматься не стал, помня по предрыбинской подготовке о безрезультатности такого подхода. Здание Дома книги в 2005-ом году ремонтировалось, поэтому магазин переезжал в другое дальше по Невскому проспекту. В том числе, конечно, и отдел для туристов, или как он называется на самом деле - впрочем, независимо от названия отдела, никаких изданий непосредственно по Калужской области в продаже не нашлось: Псковская есть, Тверская есть, Ярославская в позапрошлом и то была, а теперь - из подходящего только несколько вариантов атласа всех автодорог России. Во-первых, тяжелые, во-вторых, и это очевидно, отдельно взятая область только мелким масштабом, и ни о какой схеме областного центра речи нет. Ну, допустим, схему Калуги можно выбрать из имеющихся интернетовских, но распечатывать 20-страничную карту области так же неспортивно, как и покупать тяжеленький атлас автодорог России или даже только Подмосковья, на котором тоже ничего толком не видно.
      Как говорится, задело за живое. Начинаю искать спецмагазины, читать соответствующую рекламу и вообще изучать вопрос. Коллега по работе - сосед по компьютеру подсказал книжный магазин с картами, где был год назад (туристическими, а не игральными), узнаю по "Желтым страницам" в Интернете два телефонных номера, по одному уже другой магазин (и продавщица не знает, что там было раньше), а по другому номеру молчание.
      Хорошо, второй адрес оказывается почти по пути на работу, не поленился, заехал - долго ходил вокруг дома, искал вход, потом только понял, что он там один - закрытая дверь под замком с надписью "ремонт", вот и понятно, почему нет никаких вывесок, и телефон не отвечает. Остался последний вариант - Интернет. Первая привязка - по товару ("атлас калужской области" или "карта Калуги") находят несколько Интернет-магазинов, сугубо московских по сути: доставка товара в Петербург занимает недели и тарифицируется как любой другой регион России, то есть "бумажная" стоимость за счет накладных расходов удваивается рублей до 200, и интерес снижается. Возникает идея - не поехать ли так и не купить ли карты на месте, в Калуге? По идее, на каждом приличном вокзале должны продаваться карты местных... м-м, мест :) Но нет, однозначно найдено издательство РузКо, в котором выпущены и столь уже желанный Атлас области, видимо, стандартного формата А4, и карманный его вариант со схемами Калуги. У издательства (оно находится в Москве) своя торговля через Интернет, и тоже - в СПб ждать товар с хорошей наценкой. Лишь после обдумывания нескольких вариантов один невыгоднее другого догадался до того, с чего по-хорошему надо было начинать: чуть ли не самый известный (уж точно один из первых) Интернет-магазин Books.Ru с офисом прямо в Петербурге (!), в ассортименте есть требуемые атласы (!!), и если забирать товар, лично явившись в офис (он же магазин уже безо всякого Интернета), цена равна заявленной в прайсе безо всяких дополнительных надбавок за доставку в город!!!
      Дальше началось самое интересное: зарегистрировался с адресом получателя "сам приду", заказал книги, пишут "на складе будет примерно через 3 дня, потом день - дорога до Петербурга, потом приходить - забирать". Неопределенность связана, судя по всему, с востребованностью товара, конечно, кому эти атласы нужны? Но через три дня срок прибавляют еще на три, потом еще... Лучше б сразу написали месяц! А то после праздников я уже собирался аннулировать заказ и ехать в Калугу так. Естественно, замотался с оформлением плакатов для стендового доклада и не проверил личные сообщения на сайте книжного интернет-магазина, а зря! Оказалось, после очередной трехдневки (как раз тогда, когда я на них окончательно обиделся) книги пришли, заказа сформировался и залег на полки петербургского магазина ждать клиента две недели, по истечении которых его должны расформировать (остались бы несчастные атласы лежать мертвым грузом на стеллаже). А e-mail с приглашением затерялся, до почтового ящика не дошел, о чем и предупреждают на сайте магазина. Так что будущим клиентам Books.Ru урок: если ждете заказа, не ленитесь посмотреть на сайте личную информацию, может быть, Ваш заказ готов.
      Вот и в этом случае: в две недели я уложился, съездил на Васильевский остров и в укромно спрятанном скромном помещении (зальчик-то всего ничего, а ассортимент в Сети - о-го-го!) получил за свои 100 рублей оба атласа, и большой и маленький, и еще два глянцевых толстых журнала в подарок (по-моему, в ларьках такие идут минимум по 50 рублей штука) плюс пакетик и две закладки. С целой бандеролью, довольный конкретно своей покупкой и счастливый за всю Интернет-торговлю вообще (интернет-магазином воспользовался впервые в жизни!) поехал к институту. Только теперь, разложив на столе крупномасштабную схему города Калуга, нашел сбоку уже и не нужную станцию Калуга-2. Не нужно было теперь и бегать по самой Калуге в поисках карт.
      В решении этого и похожих вопросов прошло оставшееся время и, наконец, в субботу 21 мая, в 21 час поезд с московского вокзала увозит первую партию питерских политехников в Москву.

     Ночь на 22 мая прошла спокойной, нас было трое в купе, четвертый попутчик точно не мешал, через несколько месяцев даже и не вспомнить, кто он был. Весна 2005-го года, если кто помнит, поздняя и холодная, за ней придет такое же нераннее долгожданное дето (потом какое-то время оно будет жарким, но это еще нескоро). А в конце мая в Питере о приближении лета можно было только думать как о пальмах на Северном полюсе, чуть ли не половина деревьев стояла без листьев, как в каком-нибудь марте.
      Поэтому когда пассажиры удивлялись при посадке в поезд: "Почему так тепло в вагоне, что даже запотели окна?", парадоксально прозвучал ответ проводника: "А что вы хотите, вагон весь день простоял на жаре".

Продолжение рассказа >>>