ЛОВОЗЕРО-ХИБИНЫ' 2000

от начала пути
и так много
до пыльных городов...

Текст дневника подготовлен Екатериной Кумзеровой, оформлен в виде одного файла размером 40 Кб, с 14 иллюстрациями общим объемом 620 Кб.

17.03.00.      Нулевой день похода (в поезде) Петербург - Оленегорск

58642 bytes

Катя
     Ура, любимый Питер наконец-то снова далеко. Недавно проехали Кемь. В общем, уже почти сутки, как мы движемся в сторону Кольского с целью погулять по Ловозерским и Хибинским тундрам.
     Организация этого мероприятия, как обычно, оставляет желать лучшего. В общем, сначала мы собирались в другое место (в который раз мы планируем посетить Сальные, и все никак) и в несколько другом составе. Но, как всегда, все, как изначально запланировано, не бывает, однако; это совсем не мешает нашей группе из шести человек во главе с Борисычем радоваться жизни в предвкушении предстоящего похода.
     Чем тяжелее были сборы, тем больше радуешься тому, что наконец-то уехали. А сборы нынче были непростые. В день отъезда я умудрилась побывать в куче мест, в том числе и на концерте Митяева, откуда вернулась уже ближе к 8, а далее пребывала в состоянии крупного неуспевания. (Скажу, что отличилась не только тетя Катя; я, например, днем решила-таки перешить рюкзак после Байкальского похода, чем и занималась добрую половину дня, ну а дальше по стандартной программе: "ничего не успеваю". Маша). Однако все трудности преодолены, и ближе к 12 все участники (кроме Леши) плюс куча провожающих собрались в излюбленном месте. Стоило разлить какую-то бутылку по заботливо припасенным Леней пластмассовым стопочкам, как появился и Леша, и еще группа провожающих в составе Машки Левиной, Пашки и Сергея Анатольевича. На что Серега заявил: "Так-так, все с вами ясно, тетя Катя", но водку пить стал.
     Посадка в поезд без проблем, я с Федей вполне сошли за школьников. Наконец, отъезд, "праздничный" ужин и почетная "обязанность" Smile выпить с руководителем. Отбиваемся уже после 4-х, встаем в 12, кушаем, гуляем в Медвежке и за работу. Шиться, чиниться и т. д. Зашивать приходится в том числе и шатер, который оказался Hotel'ом. Вообще, мы собирались с другим, но в 11 часов вечера его решили у нас забрать Smile, так что наш шатер появился у нас в 23:20.
     Погода в Карелии хорошая. Солнышко, и не холодно. В Медвежке был, вроде бы, плюс, сейчас уже, кажется, минус.
     Надо переупаковывать рюкзаки, скоро, наконец, будем ужинать. 8,5кг общественного веса у девушек, 12,5кг у молодых людей! А у некоторых: ножницы по металлу, мет. ложка для вставления ботинок в бахилы Smile, это, конечно, не считая огромного куска оргашки у меня и 8 пар варежек у Кати. Как справедливо заметило начальство: "у нас все немаленькое". И много чего есть, отчего и нелегко.
     Завтра Оленегорск в 8:10, надеемся уехать на автобусе до Ревды в 10:25.

18.03.00.       Первый ходовой день

40303 bytes

15:20      Удовольствия просто по самое не хочу и еще больше Smile
     Только что спустились с Эльморайока. Давно не испытывали такого кайфа. Все (кроме Борисыча) упали раз N-цать, половину спуска проехав на попе.

Федя
     Сижу там же, где и Катя. Ощущения непередаваемые. Проехав метров 70 на заду, я счастлив здесь сижу. О, хорошо получилось. Ладно, я хочу чаю.

Катя
     Попили чаю с лимончиком, покушали. Любуемся спуском с перевала. Вообще, сегодня хороший день.
     Приехали в 8 в Оленегорск (единственное, что огорчало, так это добрые проводницы, начавшие нас будить в 5:15). Расположившись на вокзале, купили билеты на автобус в 10:25, покушали, успешно доехали до Ревды, где еще за 100р. доехали на одной машине до рудника, откуда примерно за два перехода взбежали на перевал. Там написали записку Сереге и дернули вниз. Сейчас сами собой довольны, идем вниз.
     А впереди видно Сейдозеро!

Маша
     Сначала, когда шли вдоль рудника, был кусочек по озеру... Чувствуешь себя, как корова на льду, да еще и в лыжах.
     А перевал оказался каким-то невыраженным, с огромным количеством всевозможных туриков, так что непонятно, найдет ли Серега&Кo записку и три сушки.
     А потом выглянуло обещанное солнышко, начался подлип, мы запилили на крутой склон, и тут лыжи окончательно встали. Круто, лыжи не едут, вот и спускались на попе Smile. Зато весело!

19.03.00.     Второй ходовой день

26073 bytes

Оля
     Все как всегда. Опять все полночи не спят, ворочаются и шуршат. Федя жует шланг. Радует, что тепло - на улице устойчивый плюс, хотя Федя с Машкой слегка замерзли.
     Семь утра - вопль "подъем" в Лешкином исполнении. Все хорошо, все поели и лежат. Отходняк кончается в тот момент, когда падает вставка с кипятком с горелки Smile. Все живы, ничего не сгорело, но все постепенно начали одеваться. Лешка кипятит следующую порцию, начальник язвит и кашляет - наверно уже проснулся.

Маша
     А язвило начальство не зря. Прошли мы один переход по лыжне, нашли стоянку с пещерой из снега без крыши. Нам понравилось, в случае неудачи решили вернуться сюда.
     Пошли дальше, а лыжи перестали катиться совсем. Дошли до камушка, поняли, что ничего не видно, а сдувает даже отсюда. Это все несмотря на солнышко, смутно проглядывающее через тучи и снег. Ну и вернулись. По пути девушки гонялись за пытающимися улететь пендалями.
     Попили чайку, пошли гулять на Сейдозеро. Ох, как на нем дуло! А Федя пытался въехать на лыжах в воду. Дальше пошли искать, где бы с горки покататься; в итоге залезли  на пупырь местного значения, причем остаток пути проделали ножками с элементами скалолазания. Здорово!
     Затем вниз съехали, причем лыжню раскатали так классно, что получили массу удовольствия.
     Времени было куча, поэтому занялись обустройством лагеря, кто чем: девушки стали дорывать пещеру, отбирая ножовку у ребят, пилящих дрова. Федя попытался выпрямить Ольгину палку и сломал ее. Тогда начался процесс починки палки: вставили внутрь деревяшку, Леня выстругал-выпилил шину и примотал ее пластырем к палке - эдакое произведение искусства получилось. Тяжелое.
     Так, под ветер и снег мы и залегли спать в пещеру.

Оля
     Кажется, фразой похода становится высказывание: "у нас режим - наелись и лежим". Смешно, но есть пока не хочется. А вот полежать - всегда с удовольствием.

Маша
     Некоторые даже поначалу кашу не ели, а закопанные в снег конфеты начальства наводили на грустные размышления о тяжелых рюкзаках и впустую потраченных деньгах на еду. На самом деле, на первые три дня можно было брать еды в полтора раза меньше, тогда и жить было бы легче, и проголодались бы раньше.

20.03.00.       Третий ходовой день

44841 bytes

Оля
     Начинается этот самый день отвратительно. Дежурит Леня, но, несмотря на это, никакого раннего подъема - в 6:30 на улице было еще хуже, чем вчера. Часам к девяти народ просыпается и начинает ругаться: с потолка капает, причем сухим остается только Лешкин спальник. Это народ возмущает вдвойне, поскольку начпог обещал -5° C и солнышко.
     Сначала обсуждаются методы наказания начпога, потом наши печальные перспективы. Все кажется максимально возможно отвратительным - тепло, сыро, погоды нет вообще. Федя рвется на перевал независимо от погоды, ссылаясь на первопроходителей Арктики, Антарктики и Эвереста - мол, чем мы хуже, - начальство язвит.
     Тем не менее, за завтраком принимается решение "идти докуда пойдется" (для очистки совести), деваться уже некуда, и народ резко веселеет. Со сборами мы как всегда тормозим, но, может, оно и к лучшему - за это время погода обретает более или менее человеческое лицо. Ветер не стихает, но кое-где мелькает солнце и голубое небо, что радует. Первый переход кончается метров на 100 дальше того места, откуда нас сдуло вчера - и нас опять пытаются сдуть, но уже слабее - что нам, кабанам! (Варианты: "мы же крутые" или "потому что мы - банда".) И мы гордо ползем дальше, любуясь всеми возможными пейзажами и загорая.
     Начпог, наконец-то, овладел капризной погодой хоть ненадолго - видимо, подействовали угрозы выгнать спать в костровую яму, и, что самое ужасное, в гордом одиночестве Smile.

Катя
     Ломим уже который час на Сев. Тавайок (вернее, мы так думаем, как справедливо заметило начальство). Солнышка уже нет, но вполне все видно, да и ветер вполне умеренный. А градусник вообще ноль стал показывать вместо недавних +4° C.

Маша
     Лирическое отступление про единицы измерения: для меня они были новые. Местоположение группы может быть либо там, где мы хотим быть, либо хрен знает где - это про замечания начальства. "Сколько нам осталось идти?" из обычного байкальского "8км" трансформировалось в "до фига" Smile

21.03.00.         Четвертый ходовой день

57396 bytes

Катя
     Утро. Солнышко. Ходить можно в одной тельняшке, и даже купальники мы решили далеко не убирать.
     Пока все заканчивают сборы, вернусь ко вчерашнему дню.
     Перевал, как ни странно, оказался именно тем, на который мы и собирались. Но в этом были сильные сомнения где-то на полпути, когда мы увидели перед собой цирк. Обойдя его траверсом справа, часам к 4-м мы наконец вползли на перевал. Представляет он из себя огромную белоснежную поляну, так что в отсутствии видимости здесь очень просто запилить совсем не туда, куда нужно. Тура тоже не видно, так что негде оставить записку Сереге.
     Начинается спуск. Видимость постепенно падает, начинает идти снег, так что крутизну склона можно определить лишь по тому, как быстро скользят лыжи. Мы все изрядно размазываемся по склону. Спуск длинный, начинают уставать ноги. Вначале выполаживания останавливаемся и пьем чай. Подъезжает Машка с опухшей рукой (неудачно упала на склоне). Перебинтовываем, греем пальцы, начинаем спуск дальше. Приходится тропить, пару раз идет "проливной" снег.
     Изрядно уставшие где-то в половину восьмого становимся на лагерь.

Оля
     Лапник, шатер, горелки - полное счастье. У всех немереный сушняк, поэтому сначала вода с клюквой, потом стопочка, потом чай, а уже потом все остальное. Вечер заканчивается шитьем и массажем, луной и звездами и отбоем около 12. 31163 bytes

Маша
     А прикол был в том, что, упавши, я некоторое время орала от боли (тихо, наверное), потом двигать рукой в запястье не могла вообще... Подъехала Ольга, мы надели на меня рюкзак, покатились дальше. Решили, что рука не сломана (так оно и оказалось), пальцы двигаются, а в шатре выяснилось, что стопку держать могу: значит, все в порядке. Я безумно испугалась того, что из-за меня сорвется поход: рука болит, ничего не могу, там, собрать пуховку, спальник, затянуть рюкзак, и все такое. Обидно. Это был первый раз, когда возникла опасность аварийного выхода. Выходить не стали, просто шла я с одной палкой в руке, еще и развлекалась при этом, вспоминая, как в детстве учили кататься вообще без палок, и засовывая в рот свободной рукой части перееда.

Оля
     Встаем вовремя, но с выходом не торопимся, почему бы и не потормозить? Народ после вчерашнего какой-то смурной, начальство угрюмо кашляет. Но к концу сборов - часам к 10 Smile - все уже довольны. На улице солнышко и легкий минус, как и заказывали. Первый же привал превращается почти в стриптиз: мы с Катериной достаем купальники. Фотографирование с Лешей и Федей и начальником, одетым по уши, (Леша и Федя сняли футболки) плавно перетекло в снежки. Классно!!!
     Еще за пару переходов докатили до железки по наезженной лыжне, со свистом. Еще переход блуждали по ручьям и кустам и плюхнулись на берегу Умбозера. Дует, но солнце греет, Хибины - во всей своей красе, просматриваются все перевалы и плато. Еще один длинный переход с дулом в морду - и мы уже в Хибинах. Наконец-то. Ради этого дня стоило сюда ехать.
     Решили, что ничто не может помешать нам пообедать, - и пообедали. Разожгли костер, разложили на солнышке пену, разлеглись на ней, спальники - пуховки разложили... Суровый зимний поход!!!
     Посидели, полежали и поехали.
     После обеда по заливчику идется куда лучше. С заливчика ушли на дорогу с лыжней - ох, и хорошо же по ней катится...
     Покатились вверх по Тулийоку, ушли на Каскас, но недалеко - наломались за день. Надо бы еще километров 7 вверх, но сил уже нет, и темнеет. Девушки борются с шатром, ребята - с сушиной, начальство в гордом одиночестве - с костровой ямой, неудачно пришедшейся на какие-то валуны и ямы.

22.03.00.         Пятый день похода

60232 bytes

Катя
     Вечером четвертого дня решили, что утром пойдем радиально на Южный и Северный Партомчорры, а если все будет совсем хорошо, то может на г. Лявочорр залезем.
     Утром я дежурю. Злобный будильник будит меня в 7 утра. На спальнике корочка льда, на градуснике  -15° C.
     Дежурю в тепле, так что в 9 с копейками нам все-таки удается выйти из лагеря. До места, где надо вылезать на хребет примерно 7 км. Весело катимся вдоль речки под теплым солнышком. Погода балует нас уже второй день.
     Через два (три) перехода начинаем подниматься. Поднимаемся долго и упорно, наверху дует ветерок. Постепенно видуха становится все лучше и лучше. В общем, мы уже не так и низко!
     Периодически смотрим на картинку. Мнение, где же мы находимся, меняется с каждым разом. То мы думаем, что на вершине, то, что вот-вот будем на перевале, а через минут 10 понимаешь, что это все не так.
     Но в какой-то момент все-таки удалось установить, что мы на пути на г. Партомчорр. Вот она вроде совсем рядом, а с другой стороны, набирать и набирать еще. Но мы бодренько начинаем туда ползти и вскоре заползаем. На подъеме Лешка надел кошки и радостно вошел на гору ногами - надо же поиспользовать взятое с собой снаряжение.
     Видно далеко во все стороны: Ловозеро, и Чуны, и Волчьи, и даже какие-то совсем далекие пупыри за Ловозером. В общем, "весь мир на ладони".
     На вершине сфоткались, и скорее вниз - уж очень там дуло. Спуск вниз - это отдельный рассказ.

Оля
     Фирн, лед, надувы, немножко мягкого снега. Поначалу крутовато, но потом народ начал с огромным удовольствием выписывать кренделя и развлекался этим до зоны леса. В спину поддувает, красиво, катуха... На границе зоны леса попили чаю и поползли к ручью, на свою лыжню. В лесу народ начал считать деревья, это дело привычное...
     Покатили в лагерь по дороге, наткнулись на стоянку москвичей, попили водички, поболтали...

Катя
     Дошли до лагеря усталые и довольные. Прошли где-то км 25, при этом набрали и сбросили почти километр. (Это цифра непроверенная, потом по карте посчитали, оказалось, примерно42км)
     Вскипятили чайку, пришли в себя, думали, сейчас расслабимся. Но нет... Приключения не окончились.

Баллада о железных мисках, или история о том, где зимуют вставки.

42320 bytesФедя

Пошел я, т. е. Федя, набрать водички из речки. Привязал ко вставке манявочку длиной метра полтора. Закинул ее в воду раз, другой. Очередной раз закинул удачно, хотел, было, вытащить ее, но ее течением занесло под лед. Подергал, подергал; узел, который я завязал, видимо, развязался, и вставка будет дозимовывать на дне Каскаснюнйока.
     Собственно, мы пытались ее спасти. Сначала вдвоем с Лешей мы долбали лед лопатой и пытались под водой нащупать вставку, потом пришел Леня. Процесс был расширен и углублен. В итоге Леня нащупал палкой нечто, по звуку напоминающее жесть. Добраться с берега было невозможно, ломать лед не стали (вдруг вставку расклинит и унесет дальше).
     Пришла в голову начальства идея: "Вы меня за ноги подержите, а я подо льдом руками пошарю". Мы с Лехой согласные, начальник спокойно раздевается и совершенно неожиданно падает головой вниз. Было непонятно, насколько специально это было сделано, возможно, Леня просто упал. Но мы его хвать и держим, повозил Леня руками под водой, вылез от жары, чуть не обварился, как сам позже говорил.
     В дальнейшем мы грели водичку в металлических жориках (моем, Ленином и Лешином)...

Оля
     А вот женская точка зрения на процесс топления вставки:
     Отправили Федю за водой. Вернулся - нету, говорит, у нас больше вставки. Думали, шутит - ан, нет. Ушли ловить. Возвращается угрюмый начальник с руками, мокрыми по уши - типа, вставку пытался достать... Картинка маслом и сыром. Некоторое время обсуждаются перспективы аварийного выхода... Это уже во второй раз за поход, причем гораздо более активно, чем при растяжении руки. Видимо, без руки еще можно ходить, а вот без вставки уже гораздо сложнее Smile. В дополнение выясняется, что перейти целиком на газ мы не можем, уже слишком много истратили, греясь и распивая чаек. Поэтому аргументом к выходу служит еще и утверждение, что для пер. Щель (куда мы собираемся) нужно рано лечь спать, рано встать и быстро собраться, а без вставки нам такое вроде как не под силу. Но на Щель хочется: типа, круто, там, наверно, нужны кошки, и все такое... Тренируется кипячение воды в мисках. О, где же вы теперь, такие симпатичные розочки на Лешкиной миске?!! Проливается примерно каждая третья, Леня обжигает руки, вынимая миски из костра, Катерина теряет плоскогубцы. Чувство юмора у участников постепенно кончается. Тем не менее, ближе к 12 ночи все поели, и принято решение все-таки перейти Куропачий перевал, а там, типа, посмотрим.
     Мы, как всегда, не ищем легких путей. Smile Если ничего не жечь, то хотя бы утопить. "Не взлетим, так поплаваем."

Маша
     Про "покушали". Подъезжая к лагерю, некоторые постанывали: дескать, опять тяжело будет. И суп, и пюре - все на ужин. Но процесс топления - вылавливания вставки подействовал устрашающе, да, еще, наверно, желание идти дальше, а не в обход. И еда готовилась вовсе непросто: в трех мисках кипятили, из оставшихся трех кушали... Даже не заметили, как съели все, и совсем даже не тяжело было.

23.03.00.         Шестой день похода

58416 bytes

Маша
     Встали утречком, подъем был явно небыстрым: в двух мисках много воды сразу не накипятишь. Ели по очереди, зато кашка пошла на "ура!".
     Потом, почти совсем не тормозя, собрались. Да, я нашла утерянные вчера плоскогубцы. Со вставкой так здорово все не получилось, даже вылавливать (искать) не стали, оно и понятно. Пошли.
     А погода третий день стоит классная: солнышко, сегодня ни облачка, только ветер дует.
     Встретили группу школьников, спустившихся с Умбозерского перевала. У воды остановились, Федя помылся по пояс, я и Катерина зубы почистили.
     Потом шли и шли, Леня с Катей посовещались и решили, что мы - хрен знает где, нужно наверх лезть. Полезли. Мне было тяжело с одной рукой по насту ползти. Но ничего, все дошли. И что удивительно, учитывая наши вчерашние попадания на перевалы, вышли четко к туру: залезли на Куропачий.
     Соответственно, вниз покатились, много по лесу, по глубокому снегу. Некоторые кайфовали, некоторые вывалялись в снегу по самые уши.
     А потом мы шли по долине р. Тулийок по направлению к пер. Щель. Под конец по ручейку пошла накатанная лыжня, начальство высказалось, что едем примерно 11,5 мин и ищем место для лагеря, но такое не получилось: тут же наткнулись на классную стоянку с большой костровой ямой, выложенной лапничком, дровами, водой из речки... Вот она, халява!
     Погода начала портиться, все заволокло, пошел снег. Начпог сказал, что если где-то прибудет, то где-то должно и убыть, поэтому хорошей погоды он не обещает, дескать, нам и так везло уже три дня. А начальство съездило полюбоваться перевалом, вернувшись, сообщило, что там все круто, взлет издалека выглядит аж градусов на 80 (то есть нужны кошки!!!), и, безусловно, там лавиноопасно.
     А система кипячения воды в мисках была усовершенствована Лешкой путем разогнутых крюков, мы довольно быстро поели суп, потом допили спирт, затем пюре с тушенкой.
     Наконец-то образовалась обычная яма желудка, а то очень долго не доедалась каша, пюре, а заначки из переедов вырастали до неимоверных размеров. Вроде ничего плохого в этом нет; никто не голоден, но чувствовалось, что что-то не в порядке. Теперь все пошло, как и положено: колбаса в перееде начальством съедается тут же, остальными тоже довольно быстро. И заначек нет.
     Ну вот, поели мы. Снег сыпал и сыпал, но сквозь него показались мутные звезды. Появилась надежда на улучшение погоды, в любом случае оставалось только ждать до завтра. Легли спать.

24.03.00.         Седьмой ходовой день

36918 bytes

Катя
     Погода с утра оставляет желать лучшего. Минус, очень близкий к нулю, и снег. Из состояния утренних тормозов меня выводит струйка воды, стекающая мне прямо на лицо.
     Все как всегда: завтрак, сбор лагеря. Только все непонятно, куда же мы идем. Снегу нападало, поэтому Щель, кроме всех прочих радостей, становится еще и лавиноопасной. Возникает вариант пойти через Эвеслогчорр. Предпринимается разведка чуть выше того места, где мы сидим. Результаты удручающие. Ни фига не видно (разве что карнизы над каким-то ущельем), а потому как еще и спуск там крутой, судя по карте, руководитель принимает решение обходного маневра. Это несколько всех расстраивает, т. к. не пошли на перевал; а потом очевидно, что 40 км мы за день не пройдем и, следовательно, в город попадем не в воскресенье. Однако, расстраиваемся мы недолго. В чувство всех приводит переправа через Тулийок. Не как обычно, по снежному мостику, а с прыжками и перекидыванием вещей с одного берега на другой.
     Идем вниз по долине к Умбозеру. Начинается подлип. Бооо... Пара километров даются с большим трудом. Ужасаемся, а если так все 40. Пообедали, дальше пошло лучше. Дошли до озера и покатились по нему, наблюдая Ловозерье.
     Кайф, в общем. Все, что ни делается - к лучшему. Любуемся обалденным розовым закатом, на привалах весело поем. Это удивительная черта нынешнего похода: поем всегда и почти все. Поем по утрам, когда собираемся, по вечерам у костра, в шатре перед сном, на привалах, ну, и понятно, про себя на переходах.
     Встали на лагерь на пригорке и решили, что подниматься с водой вверх очень удобно. При постановке лагеря пришлось потрудиться побольше, чем в предыдущий день. Яма, лапник и дрова, конечно, развращают.
     Еще не написала про ценное приобретение, сделанное в избушке, на которую мы наткнулись. Избушка вполне ничего, видно, что бывают здесь часто. Нашла там кастрюлю и чайник. Подумали, может, взять? Но вроде нехорошо. Но потом я нашла еще три чайника, и один мы все-таки взяли. Так что теперь все как у больших - чай из чайника пьем.

25.03.00.   Восьмой ходовой день (вероятно, последний)

43515 bytes

Оля
     Утро - вполне ничего себе, доброе, солнечное.
     Ночью были звезды, и северное сияние показывали. Но на озеро кататься тетя Катя все-таки не поехала, заломало.
     Вчера бы нам такой день. После завтрака "режим" приобретает устрашающие формы, - лежим 10 минут, потом еще 15, потом еще 15 вымениваются у Катерины на обещание, что на Юкспорлак мы не пойдем Smile. Собираемся оччень неспешно, греемся на солнышке, медитируем.
     Потом наступает коллективный психоз: народ умывается весь поголовно, а начальник еще и бреется!!!
     Впрочем, этим психоз не кончился... Машка посмотрела критически на гнутую палку, свою, с которой хожу я, и попросила Федю ее выпрямить... Результат был очевиден с самого начала. Федя огорчен, палку пытаются шунтировать, народ тормозит... За 5 минут до выхода начальник пытается выпрямить вторую мою палку. Истерический смех. Палки - вешь лишняя. Восьмой день, самый тяжелый день похода.
     Все, что происходит - к лучшему. Истина простая, но вспоминается все чаще и чаще. Лишний день в Хибинах, да еще и по такой погоде - за это не жалко 40 км побегать.
     Вчера нас проводили тихим, звенящим вечером с видом на Ловозеро, сегодня - обалденным солнцем, безветрием и катухой. Купальники - это уже не оригинально, а вот под рюкзаком в футболке я на лыжах еще не каталась Smile. Жарко, красиво, и даже необходимость идти по криво раскатанной дороге не может что-либо испортить.
     Последний привал перед шоссе - грязным, каменистым и вонючим. Ждем Лешку. Пять минут, 10, 15... Приходит. На вопрос: "Что сломалось?", отвечает: "Ничего, просто напал страшный зверь по имени тормоз". Жуть какая...
     Шоссе. Цивилизация. Два перехода - и очень хочется обратно, туда, где все белое и искристое.
     Леня честно пытается пройти мимо отвилки на Коашву и ушлепать по шоссе в Кировск, ссылаясь на карту, но группа бдительности не теряет. Последний удар наносит Машка, предлагая проверить, куда идут лыжные следы, по которым мы уже второй день ходим. Начальнику крыть нечем, приходится идти в Коашву.
     Был по пути прикольный момент: мы пытались остановить машины, дабы проверить, правильно ли идем. Бритые, здоровые мужики в "Волге" с интересом посмотрели на нас, но не остановились. Промчались мимо два автобуса, потом один из них проехал назад... обидно  А мы только спросить хотели, не нужны нам места в них. Остановилась Audi перед самым поселком!!! Идем правильно!
38157 bytes

Автобусная остановка, на ней школьная группа из Москвы - спасибо, мы с таким удовольствием катались по их лыжне...
     Связываем лыжи, покупаем пиво и хлеб. Пиво на морозе как-то не очень идет, но мы героически его допиваем. В 5 часов автобус, и через полчаса мы в Кировске. Народ сходит с ума на глазах - местные жители, наверно, еще не видели туристов, прыгающих по крыше автобусной остановки, орущих песни и кидающихся снежками. Впрочем, эта непонятная эйфория успешно конкурирует с унылостью: поход все-таки уже окончен.
     Еще час - и мы на вокзале, полном туристов. 185 поезд сегодня не ходит, поэтому у нас есть проблема выбора: 11-й скорый, уходящий в пять утра из Апатит и приезжающий в Питер тоже в 5 утра, либо скорый московский, уезжающий вечером. Проблема решается за счет удобных мест, и гулять нам тут до утра. Билеты куплены, мы попросили присмотреть за авоськами трех ребят, которые тоже едут на 11-м скором, и ушли. Точнее, ускакали - пешком, по сугробам, хохоча и вопя песни на все Апатиты, даже еще в трезвом состоянии, а оно скоро кончилось. Прогулка нашей команды по Апатитам заслуживает отдельного описания.
     Прикол был в магазине, где мы дорвались до зеркал. Разгдядывали обгоревшие, но вымытые утром, рожицы все, хотя, конечно, сия картина не тянула на произошедшее как-то в процессе похода. Было дело: солнце, ветер, и начальство изъявило желание помазать чем-нибудь ... губы. Девушки, понятно, частенько этим развлекались, а вот ребята как-то не очень. И тут картинка маслом и сыром: мужики мажут губы нашими гигиеническими помадами, а Феденька делает это с чувством, толком, расстановкой, разглядывая себя в собственные зеркальные очки Smile
     А пошли мы в Апатитах, собственно, поесть чего-нибудь и продуктов на поезд купить (еще и позвонить домой). На улице не очень жарко, надо же как-то греться... (Это тоже, кому как. Мне в пуховочке не холодно было. А вот состояние души соответствующее, да и ежевечерняя традиция обязывала (50гр., ведь даже медицинский спирт выпили, когда обычный кончился.)) Первая бутылка - разумеется, водки - была выпита на ступенях культурного центра г. Апатиты (и заедена свежекупленной колбасой). Мы вполне тянули на профессиональных алкоголиков - красные, обгоревшие физиономии и весьма бурное поведение с попытками упасть на улицах. Погуляли, поорали, поискали телефон и телеграф - а он, оказывается, переехал... Следующая порция была выпита на этом самом телеграфе, на белом столе, закусывая мандаринами и давясь от еле сдерживаемого хохота. А пролитая водка была аккуратно вытерта со стола носовым платочком. Красота, да и только.
     Ну и последняя порция - на железнодорожном мосту. С моста вниз - кубарем. Замолчать при входе на вокзал стоило поистине титанических усилий, но нам это удалось. Чай, бутерброды (вот оно, счастье-то) - и здоровый сон на привычных идиотских скамейках.
     Сон прерывается неожиданным появлением Мити Магидова и Мовса - они, оказывается, неделю катались в Кировске и едут сейчас в соседнем вагоне. Ура! Немножко суеты с переводом времени и опаздывающим поездом - и спать, спать, спать...
     Дня в поезде, как всегда, мало. Пиво, песни, полусонное состояние, базар про Политех, в котором учились или учатся все 8 человек, у нас даже нет времени на перекладку рюкзаков. Все загорелые, уставшие и неимоверно счастливые.
     Просыпаемся под Ленины восхищенные комментарии: "Сбылась мечта идиота - проснуться на Московском вокзале!" Мечтать надо аккуратнее, а то собирайся теперь второпях, даже не умывшись... Мы еще на вокзале потормозили - авоськи перекладывали.
     Прощаемся уже где-то в седьмом часу. Ну, вот и все, дружок...

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ ПОХОДА ЛОВОЗЕРО-ХИБИНЫ'2000

Katya: 39201 bytes Итог:
     За 8 дней пройдено около 180км.

Утоплена 1 вставка, она покоится на дне Каскаснюнйока, сломано 3 палки - это не есть необходимое снаряжение в лыжном походе, улетела 1 варежка в направлении пер. Сев. Партомчорр. + вечное безобразие с креплениями, оно не в счет.
     Удовольствия от прогулки получено немеряно.

Фольклор похода:

"Режим - наелись и лежим" - это из начальника; "наш начальник - такая душка!" - автор - Лешка; дальше по песням: "Убери руки с моего пуза; убери ноги с моего пуза; убери лыжи с моего пуза; убери кошки с моего пуза!", "Лыжи как палки, ребра как бедра..." - далее безостановочный ассоциативный бред - это уже коллективное творчество Smile
     Песенка про "Солнце мое" еще долго будет надоедать теперь уже не только начальству, но и всем участникам похода, а также еще несколько других подобных произведений.

Километраж похода:

18.03 1 день примерно12км, набор 300м Рудник Карнасурт - перевал Эльморайок.
Стоянка: р. Эльморайок ок. оз. Сейдозеро
19.03 2 день примерно6км + радиалки Радиалки на Сейдозеро и пупырь.
Стоянка: р. Мурнуай в пещере
20.03 3 день примерно15км, набор 450м р. Мурнуай - Пер. Сев. Тавайок - ручей Тавайок
Стоянка: ручей Тавайок
21.03 4 день примерно30км р. Тавайок - Умбозеро - р. Тулийок - р. Каскаснюнйок
22.03 5 день примерно42км, набор 900м Радиалка р. Каскаснюнйок - г. Партомчорр
23.03 6 день примерно20км р. Каскас - пер. Куропачий - р. Тулийок
Стоянка под пер. Щель
24.03 7 день примерно30км р. Тулийок - Умбозеро
25.03 8 день примерно18км Умбозеро - Коашва

Начпогу за погоду и пейзажи - отдельное спасибо. Как, впрочем, и руководителю - за бесконечное терпение и редкое чувство юмора, обойтись без которого, наверно, было бы очень трудно Smile
     И самое большое спасибо - Стефу, идейному вдохновителю всего этого безобразия. Хоть и пошли мы не туда, не так, не в то время и не тем составом, но ведь пошли все-таки!

Десять дней, вокзал - и по домам
На чердаке шатер повешенный,
Трудно нам, труднее - нашим снам,
Еще неделю ходишь бешеный.
Десять лет я знаю наперед
Свою программу достоверную,
И есть одно лишь средство верное -
Сказать "минута" - и вперед.