Горы и море

Travel (48 Kb)

Всем привет!
    Писала тут одному своему другу впечатления от только что проделанного путешествия. Решила, что можно это разослать и более широкому кругу... Извините за некоторую сумбурность, особенно в начале. Просто это было сразу после приезда. И еще это было рассчитано на читателя, не ходившего в походы. Так что, туристы, извините, если что не так :).
    Катя

Даже не знаю, с чего и начать...

Такие большие путешествия очень увлекательные, но, кажется, вредные для головы. Когда она у меня теперь приедет обратно, я не очень понимаю.
    Впечатлений, конечно, ужасно много, но глобальных два: это очень большие горы, в каких я еще не бывала, и море, где я тоже была в первый раз.
    Горная часть длилась 18 дней, море 5. Плюс бесконечные подъезды, переезды. В общем, в сумме почти месяц.
    Собственно в походе мы планировали пробыть максимум дней 16, а потом два дня у нас было еще, чтобы съездить на Эльбрус. Но в итоге погода и обстоятельства продлили наше там пребывание до последнего момента. Съели всю еду, и запасную в том числе, что не очень часто бывает. В таком длинном походе я еще не была.
    Но, пожалуй, это и сейчас чувствуется. И не только у меня. Все очень устали. И физически, и психологически. Такого уровня поход занимает очень много сил.
    Когда приехала домой, оказалось, что, несмотря на отъедание на море, я похудела кг на 4... Так мало (меньше 50 кг) я очень давно не весила. С меня злобно сваливаются джинсы :)
    Когда попали на море - тоже удивились (тогда еще худее были): попа просто куда-то у всех исчезла, и купальные трусики катастрофически всем велики, хотя они мне обычно даже, скорее, маловаты :)

Поход был совсем в горах. Мы посчитали, что не ночевали ниже 3000м 13 дней подряд. Деревьев не видели 17 дней. Когда в итоге спустились в лесную зону, было очень непривычно.
    Большое впечатление оказало то, что в горах совсем нет запахов. Вообще, кроме, извиняюсь, грязных носков. Когда там находишься, этого как-то не замечаешь. Но потом, просто как ударяет тебя вся эта лесная жизнь. Я никогда не думала, что обоняние может давать такие специфические ощущения.

А так у нас были в основном ледники и скалы...
    Иногда бывала зеленка, но очень редко, потому что даже если там морена, то она обычно покровная (то есть та, которая на леднике лежит) и там ничего не растет. Хотя иногда бывают всякие растения.
    Незабываемая картинка: идем по скально-осыпному хребту, довольно высоко (около 3500). Растет одинокая ромашка, начинает идти снег, ее заносит, а она все равно стоит :)

Вообще, то место на Кавказе, где мы были, является самым высокогорным. Наши опытные ребята говорят, что это вообще не Кавказ. И что теперь, побывав там, на Кавказ можно уже не ездить, потому что будет неинтересно. На Кавказе есть 7 пятитысячников. Два из них - Эльбрус и Казбек, образно говоря, пупыри в поле. Остальные 5 находятся в районе Безенги, где мы и были. 4 в Безенгийской стене, и еще Дыхтау отдельно. На Дых мы смотрели весь поход с разных сторон. Больше всего он мне понравился. Чтобы не происходило в природе - Дых просто поражал своей невозмутимостью.
    Все это невероятных размеров. В общем, вполне Гималайские, как говорят. Безенгийская стена - это стенка с двух километровым перепадом... Для гор ты даже не песчинка.

Сначала переносить высоту, особенно подниматься, было тяжело. Я вообще никогда выше 2000 не была. А тут у нас поход начался с альплагеря Безенги, который на 2200 находится. Первые переходы вверх у всех были с большой одышкой. Первую ночь на 3000 вообще было не заснуть. А есть, особенно утром, совсем не хочется.
    Первым серьезным препятствием, масштабов которого не ожидал даже руководитель, оказался ледопад Кундюм-Мижирги. Его еще называют безенгийским Кхумбу. (Если кто не знает: ледопад Кхумбу течет с южной стороны Эвереста. И много экспедиций вообще сначала не могли его преодолеть, да и сейчас он является очень серьезным препятствием, невозможным, например, для одиночного прохождения.)
    Ледопад - это огромные сераки (ледяные глыбы), глубочайшие трещины, куда заглядывать просто иногда очень страшно, потому что дна совсем не видно, и приличная крутизна. Как правило, у ледопадов несколько ступеней. Первую мы преодолели довольно легко, в кошках и без веревок.
    А вторая оказалось существеннее сложнее. Некоторые тратят вообще по несколько часов, чтобы найти проход. Сначала мы так пошли. Вроде бы не очень круто, но лед. Потом я сорвалась, гадкое растяжение давало себя знать, и я не могла правильно поставить кошку, поэтому и поехала. До трещины оставалось метра полтора, но мне-таки удалось зарубиться :).
    После этого решили связаться, а то такие полеты вполне могут быть последними. Связка у нас была отличная: я и Леня. Мне и ему в тот день было особенно плохо (в смысле тошнило). В общем, связка была что надо.
    Дальше еще более веселые места пошли, где нужно было на передних зубьях кошек ходить. Там веревки вешали. Как водится, в 3 часа дня погода там портится - идет снег (дождь). Веревки - это всегда долгое занятие.
    В общем, тот денек такой хороший получился. На ночевки (там обычно в произвольном месте не встать, есть известные места, где есть стоянки) уже буквально приползли.
    Зато на следующий день забрались высоко (4300), откуда все-все было видно. Вообще, перевал, через который шли, по всем описаниям снежный, но все подтаяло, - пришлось идти по ужасной сыпухе и полуразрушенным скалам, что тоже является весьма интересным занятием. Типа берешься за скалу, в надежде за нее подержаться, чтобы не упасть, а кусок ее остается в твоей руке :)
    Но наверху было очень здорово: ровная площадка из снега и нет ветра, так что мы даже сначала в футболочках бегали босиком. Видно очень много всего: Эльбрус, Шхельда, Ужба, Теберда, ну и, понятное дело, все наши горки кругом: Дых, Шхара, Коштан, Катын, Джанги (это все выше 5000).
    В общем, кайфовали мы там наверху очень долго. Выпили где-то 4 котла чая. Пить первое время хотелось просто по страшному. Такой сушняк был, что выпивали, наверное, литров по 5.

Чай наверху заметно холоднее, когда кипит, поэтому и заваривается плохо. А продукты у нас все были растворимые, так что вроде бы проблем не было, но это так достало к концу похода, что просто ужас. Особенно пюре, которое было каждый день на ужин.

Еще одно очень сильное ощущение: быть доктором в таком походе очень стремно. По крайней мере, если не являешься профессионалом. А так как я не являюсь, то, в общем, было иногда просто страшно, потому что нездоровья там было до фига. Если не считать всяких мелочей типа ссадин, ушибов, ожогов, которые, понятное дело, никого не миновали, то все равно здоровым с натяжкой можно было считать только Тошу (нашего руководителя). И то он в предпоследний день уже в простом месте неслабо ободрал себе ногу. В общем, крутизна походов сильно сказывается на здоровье. Понятно, что можно и в простом мероприятии сломать ногу, что, слава богу, здесь нас миновало, но в целом всего очень много.
    Причем у меня суммарно чуть ли не хуже всех все было :(. На 8 день я удачно рассекла себе коленку. Было довольно обидно: только я себя почувствовала в форме, бегу себе по ледничку в шортиках, и даже не упала, а просто задела как-то острый камень. Сначала вообще не заметила, потом что-то, думаю, не так: течет и течет. Остановились, а там такая приятная глубокая рана. Разве что кость не видна. Заживала с помощи Олазоли вообще быстро, за 3 дня вполне приемлемая стала. Правда, потом опять хуже стала, так как шли под мокрым снегом, промокли до трусов, и гадкая повязка в том числе, которая мокрая впивалась в рану.
    Сначала очень хотела, чтобы это было самое серьезное наше приключение. Но на этом не остановилось. Чего только не было: растяжение - слава богу, не очень сильное, мужик крепкий, скрипя зубами, шел; сильная ангина, в горах такое вообще почти невозможно вылечить; всякие опухшие голеностопы и ноги.
    Страшнее всего было, когда Федя сознание потерял. Идем, тропим по колено в снегу по очереди. Уже очень жарко и тяжело. Федя останавливается у камня. Мы немножечко идем дальше, потом понятно, что нужно останавливаться. Подбегаю - лицо серое, губы белые вообще. Еще что-то говорит, но уже ничего не может. В конце концов, отрубается совсем. Какое-то время пульс не прощупывается. Хорошо, что все это не очень долго. Как-то вернули к жизни.
    У меня после последнего перевала ночью сильнейший приступ с животом. Вообще двигаться не могла. Тоже ощущения не из приятных, когда еще не ясно, что это, но до цивилизации минимум два дня.
    В общем, инвалидная команда :). Хотя понятно, что в серьезном походе таких вещей навалом, да еще и похуже бывают. Хорошо, что хоть ампулы не пришлось использовать.

На 7-й день похода, завершив первое кольцо, мы немного спустились и снова поднялись уже в другую долину до замечательного места под названием Баран-Кош. Там у нас были оставлены заранее занесенные продукты на оставшуюся часть мероприятия.
    Место действительно замечательное. Высота всего около 3000, зеленая травка, два озера, одно из которых мелкое и теплое. И все это на фоне снежной стены. Также там водятся замечательные (как нам сначала наивно показалось) обитатели - туры или бараны, как мы их называли. Сначала был просто щенячий восторг: "Ой, барашек, как он близко подходит, надо бы сфотографировать". И действительно это были симпатичные такие козлики с рожками, которые вызывали бурю умиления и серию гастрономических кошмаров у всех участников.
    К ночи все несколько переменилось, так как начали появляться большие туры. Рога у них, не преувеличивая, были длинною с мои руки. В общем, уверенно себя чувствовать стало можно только с ледорубом в руке :)
    Они во время ужина кружили совсем близко от нас. А ночью все и началось... Мы еду-то, конечно, убрали, а вот всякие котелки и миски нет. Они начали всем этим играть в футбол вокруг наших палаток, швырять камни и бодаться рогами. В общем, спать было совсем невозможно.
    Через какое-то время не выдержали, вышли. В темноте выглядят жутковато, так как кроме огромных зеленых глаз ничего не видно. Самый большой тур получил от Ильи пинок в зад. Миски убрали, но это им не помешало дальше всю ночь буянить.
    В итоге мы покинули это райское местечке с некоторым облегчением, потому что эти козлы нас сильно достали. Но это была последняя теплая ночевка на травке с озерами и ручейком.
    Тогда мы еще успели все постирать и помыться, больше нам этого не удавалось уже. Дальше у нас было по плану кольцо на гору Гестолу. Однако в процессе переговоров с различными альпинистами выяснили, что это слишком серьезное мероприятие. Группой из 7 человек туда в принципе не взойти. Мальчики очень хотели залезть, оставив нас в лагере. Говорят, обсуждалась и моя кандидатура, но многое было против. Например, плохие ботинки. Окончательно стало понятно, что меня там точно не будет, когда на подходах на 8 день по леднику я повредила свою коленку. Хотя я бы никогда не смогла в таком раскладе пойти, потому что из двух оставшихся девушек одна (Машка) тоже очень хотела пойти, и физически она мне не уступает, если не наоборот в этом походе. Просто это было бы нечестно. Почему-то наша мужская половина этого не понимала, так же как и не понимала, что вообще на 3 дня уходить от нас не очень хорошо.
    Однако, решение было принято. Они уходят в надежде вернуться через 1.5 дня, максимум через 2.5. Вечером под перевалом на леднике делим снаряжение, продукты, аптеку. Нам пытаются внушить, чтобы мы сами стремно не ходили, а то они будут волноваться.
    C моей точки зрения - это удивительнейшей силы мужской эгоизм. Они лезут в какую-то попу, и это очевидно с самого начала, а нас просят как можно спокойнее сидеть внизу, чтобы они не волновались. А у нас как будто внутри ничего и не происходит, и нам интересно сидеть внизу и не двигаться.

Беру у Тоши книжку с описанием окрестных гор и перевалов и уже вечером начинаю думать о наших прогулках. Утром мальчики встают в 4 утра и в 6 уходят. Мы тоже собираемся. На протяжении всего подъема на перевал мы должны их видеть. В общем, почти так и происходит. Мы завтракаем - они уже у первой скалы.
    Все идет по плану. Мы собираемся и уходим на противоположный хребет. Они, как оказалось, нас тоже видели, как мы пересекали ледник. Погода так себе, периодически идет снег, но все почти видно. Мы значительно позже вышли, но высоту набираем быстрее, что совсем не удивительно. У нас все идется ногами по сыпухе и по скалам, а у них крутой лед - вешают веревки. Интересно, что они слышат друг друга с трудом, а мы их слышим, хотя видим их только как точки.
    Мы уверенно забрались на хребет и идем по гребню, который иногда довольно острый и приходится лазать по сланцевым скалам. Через несколько часов мы, наконец, достигаем нашей цели - выходим на главный кавказский хребет. Я так мечатала посмотреть на Грузию - и вот она... Сидим, любуемся.
    Очень нравится вершина Тихтинген и ледник Цанер, который теперь прямо под нами. Немножко сидим прямо на вершине, но вскоре спускаемся пониже, так как там никакой ровной площадки, а от взгляда в Грузию дух захватывает, так как если упадешь, то далеко.
    В общем, день получился отличный. До последнего уже из лагеря видим наших ребят на перевальном взлете. У них все хорошо, у нас тоже, однако понятно, что завтра не вернутся, - не успеют. Они целый день шли перевал, а нужно еще подняться по гребню на вершину и, соответственно, спуститься.
    Как обычно, вечером портится погода, и не слабо: такой сильной грозы в жизни я не видела. Причем она как-то интересно ходила кругами. Вспышки молний такие, что внутри палатки все становится светло. А грохоту очень много, потому что камнепады и лавины в такую погоду, понятное дело, усиливаются.
    Утром все уже неплохо. Хотя Гестала закрыта. Мы завтракаем и идем снова гулять. В этот раз наша цель - перевал Кель. С утра было холодно, и мы не взяли шорты. Стало жарко. Мы решили, что уж раз мальчики нас покинули - пойдем так :). Если кого встретим - будь, что будет. У нас даже фотка получилась - Машка со спины: рюкзак, а дальше голые длинные ноги. Говорят, очень эротично ;)
    Мальчиков все не видно, да почти все и закрыто. Однако мы каждые 10 минут останавливаемся и смотрим на гребень. На перевале оказались очень быстро, прямо там же начали разлагаться. Типа загорать и есть. А еще любоваться Дыхом. Если бы когда-нибудь мне удалось бы взобраться на какую-нибудь крутую вершину, то я бы выбрала именно его.
    Может быть, звучит смешно, но у меня периодически возникало ощущение, что там живут боги... С перевала мы полезли еще выше. В какой-то момент Леля сказала, что она дальше по такому кулуару не полезет. Мы с Машкой надели чепчики (это у нас так каски принято называть) и полезли, обещая через 30 минут вернуться. Немножко не долезли до какой-то вершины - поняли, что не успеем, хотя видели путь.
    Пришлось спуститься, что доставило приятные ощущения, так как спуск всегда сложнее подъема. На спуске с гребня Леля уронила каску, и она, как ни странно, уверенно усвистала вниз :). Но нам потом удалось ее забрать.
    Вечером заснули с мыслью, что утром проснемся и увидим наших парней на спуске. Просыпаюсь в 6. Вылезаю. Все чисто, но никого не видно. Ладно, думаю - рано. Залезаем обратно. В 7 все равно вылезаю и часа два сижу, вглядываясь в окрестные горы и этот перевал. Кажется, что я уже знаю на нем каждую трещинку.
    В 9 вылезают девчонки. Договариваемся до 3 часов ничего не обсуждать. Уже очень тревожно. В общем, этот день, я думаю, у нас немало здоровья забрал. Мы так их и не увидели, а скоро погода испортилась. В этот день их уже не ждали. У меня были запрограммированы сроки, когда завтра бежим за спасотрядом в альплагерь. Никогда в жизни больше не подпишусь, чтобы сидеть под горой и ждать кого-то. Теперь очень хорошо прочувствовала, что психологически несравнимо тяжелее сидеть, ждать и знать, что твои близкие могут не вернуться, чем идти и иметь шанс не вернуться самому.
    Они-таки вернулись. Поздно вечером и с другой стороны. Решили другим путем спускаться, так как на этом перевале оставили бы все снаряжение на спуске. Не хотела я бы их еще когда-нибудь в таком виде. Высохшие, обожженные, абсолютно изможденные. Как сказал Илья, видавший очень много чего: "Давно так плохо не было". В общем, чего у них там только не было при спуске. Больше всего мне из рассказов запомнилось, что, идя по хребту, Илья упал, сдернул Федю, зарубиться ни один, ни другой не смогли, и спасло, видимо, только то, что в этот же момент Тоша упал на другую сторону хребта. А так бы были все вместе далеко в Грузии... Слава богу, весь этот кошмар кончился, мы снова были все вместе, и дальше все пошло лучше, хотя эта Гестала очень сильное тяжелое впечатление оставила.
    Следующий день была плохая погода - мокрый снег и ветер. Никуда не ходили. Дальше опять плохая погода, но делать было нечего, как идти, так как у нас кончалась еда, а следующая лежала на Джанги-Коше. Часа за 3 под мокрым снегом мы абсолютно промокли и замерзли. Но дошли.
    Вечером похолодало, и была совершенно новогодняя погода: легкий минус и мягкий-мягкий снег. Не хотелось уходить с улицы. Утром погода еще круче: холодно и ни одного облачка. Наконец-то! Радостно собираемся и идем к нашей последней цели - перевалу Дыхняуш. Постепенно холод превращается в жару, идти тяжеловато - снегу местами по колено. Там-то Федя и теряет сознание.
    Но, подождав немного, идем-таки дальше. Ледник закрытый, поэтому связываемся. Встаем прямо перед перевальным взлетом. Вечером развлекаемся, - строим снежную стенку вокруг палатки.
    Ночью - дубак, просто ужас. Очень холодно и сильный ветер плюс стоим на снегу. Да еще спальники не сильно сухие. Но кому легко?
    Утром на перевал. 2 веревки на подъем, 6 вниз. Оказывается, что в той долине погода существенно лучше, чем у нас. По крайней мере, хоть что-то видно. Спуск очень долго происходит. Потому что надо ждать, пока все пройдут по веревкам. На веревке может находиться только 1 человек. Погода очень зимняя: снег, ветер, и жары совсем нет. У меня были шансы обморозить ноги. Илья потянул голеностоп. Но, если это не считать, то удачно спустились и поставились.
    Решили не доходить до зоны дождя. Снег все-таки можно хоть как-то стряхивать. Ночью мне было плохо. Утром приходится разгружать сразу двоих: меня и Илью. У всех рюкзаки довольно тяжелые. Но мы уверенно идем вниз по зеленому крокодилу. Идем весь день по вечера.
    Шагается все легче и легче. Вдали появляются деревья. Еще несколько часов, и мы среди них. Первый раз костер и жареные грибы на ужин. Вечером долго не ложимся, поем песни. Очень умиротворенное состояние.
    На следующий день у нас в планах каньон Дыхсу. Идется хорошо, кушаем малину. Периодически попадаются сложные и неприятные участки. Хотя все это по сравнению с Байкальскими зарослями - ничто. Одно место очень всем запомнилось: там, где надо было пройти по мокрой полочке см 20, прижавшись к скале над бурлящим потоком.
    Доходим до слияния Дыхсу с Чегемом Балкарским. Там обедаем и дальше уже по дороге, как белые люди. Дождик, как всегда тут как тут. Опять все промокаем. Доходим до пограничников (это ведь все в погранзоне). Они рассказывают, что сгорело Останкино. Нам все интересно, так как от новостей оторваны уже 19 дней. Предлагают переночевать в домике рядом с ними, что нам в итоге понравилось. Утром я дежурю, и мы ставим рекорд выхода из лагеря: 6.55. Погода отличная,
    большие горы все отдаляются и отдаляются. Ужасно грустно....
    Последний привал на мосту перед деревней. Там на камешке я оставляю свои ботинки. Они свое отслужили.
    Приходим в село Верхняя Балкария и вскоре уезжаем в Нальчик. Там пиво, персики, груши, дыни... Из Нальчика в Адлер не попасть, поэтому все вместе едем на машине в Минводы. Там покупаем билеты, моемся в холодном душе за 5 рублей, прощаемся с Тошей, Ильей и Машкой, которым надо в Питер, и все...

Дальше уже история про море :)

Попрощавшись второпях с Минеральными Водами, садимся в самарский поезд, чтобы доехать до Армавира. Всех мучает ужасный голод. Особенно меня, так как я успела помыться, но не успела поесть. В ход идет последняя пачка сухарей. Дальше Невинномысск, кукуруза немножко забивает образовавшуюся яму. Посылаем проводницу, убеждающую нас взять белье. Нам ехать-то всего часа 2.5, но она убеждена, что нам обязательно нужно это время проспать. Вскоре приезжаем в Армавир, перебираемся на другой вокзал, где ждем нашего поезда, сопровождая это попытками купить какой-нибудь еды. В общем, это нам удается. Про следующий поезд не помню совсем ничего. Мы уже так умотались в этот день (начинали мы его, еще будучи в горах), что я помню, только как вошла в поезд, попросила меня до последнего не будить, а дальше, собственно, через 2 минуты после пробуждения около 6.30 был уже Адлер.
    Выхожу и останавливаюсь. Я, конечно, видела пальмы в ботаническом саду, но мое сознание не может так сразу воспринимать дома и рядом пальмы, растущие как простые деревья. Надо сказать, что до конца я так и не смогла к этому привыкнуть.
    Мы быстро идем на маршрутку и уезжаем из Адлера до Новомересинской бухты - почти у самой границы с Абхазией. Там Федя идет в дом, где жил в прошлом году, но хозяев пока нет, так что идем на море.
    Первое впечатление - вполне похоже на то, что в телевизоре и на различных картинках. Надеваем купальники, тут и обнаруживаются последствия пребывания в походе. Купаемся.
    Вода почему-то теплая, в отличие от ручейков, текущих по ледникам. Большая плавучесть в соленой воде тоже ощущается. На берегу захламляем изрядную часть галечного пляжа всевозможными мокрыми шмотками, а также ледорубами, касками и т.п. Народ явно обходит нас по большему радиусу, чем всех остальных :) Только тетушек с пирожками мы не пугаем, а только, скорее, радуем.
    В общем, лежим и уверенно тормозим. Теперь мы можем это делать, сколько захотим. В голове никак не укладывается, что еще позавчера мы стряхивали снег с палаток, а тут море, солнышко....
    Однако надо искать место, где остановится. Я бы лично пожила и в палатке, но всем остальным нравится более цивилизованный вариант, так как иначе всем четверым будет не уйти куда-нибудь. Сначала мальчики уходят на поиски, но возвращаются с не очень хорошими результатами.
    Дальше идем мы с Лелей в попытках найти какие-то розовые домики, где всего 40р в сутки. Дошли до Абхазии, а домиков так и не нашли. На пути назад уже узнаем цены на все остальное.
    Сунулись к одной тетушке и просто ужаснулись. Комнатушка маленькая, кровати на каких-то кирпичах стоят, все грязное, душа нет, туалет тоже весьма сомнительный. Вышли. Идем под впечатлением. Тут нас и догоняет белая машинка, из которой спрашивают, не жилье ли мы ищем. Мы утвердительно киваем, и на нас обрушивается целый столб положительный эмоций от некоего нового коттеджа с евростандартом и всеми делами. Мы с трудом верим, но решаем посмотреть.
    В общем, все оказалось действительно так и еще круче. Двухэтажный белоснежный домик с несколькими комнатками на двоих. Зеленая лужайка перед домом. Пальмочки, цветочки, виноград. Душ с горячей водой, два летних душа, два замечательных туалета. Навес под пальмовыми листьями, где столики, посуда, плита, холодильник, телевизор. Хозяева очень приятные. Молодая пара с детьми.
    Мы почти падаем от всего этого, так как трудно представить себя после всех недавних приключений в таких условиях. Говорим, что скоро вернемся - только за мальчиками сходим, и предупреждаем, чтобы они не пугались, так как у нас очень большие рюкзаки.
    Мальчики возражать против наших сбивчивых рассказов не стали, и скоро мы уже там устроились. Как потом оказалось, что первый этаж у них по 100р, а второй по 80р. Плюс на 4 дня они никого обычно не берут. Но наши рюкзаки сыграли положительную роль. Нас очень тепло приняли, плюс поселили за 80р на первый этаж, причем в самые козырные комнаты.

Ну а дальше все пошло-поехало. Фрукты и разнообразная еда, пытающая хоть как-то ликвидировать то однообразие, сопровождавшее нас весь поход. Утром все очень неторопливо. Никуда не спешим. Правда, до завтрака, так как вставала первая, всегда еще ходила купаться. Потом моем котелок фруктов и идем лежать на море.
    Не уверена, что смогла бы жить в таком ленивом ритме, если бы это было просто само по себе, а не после похода. Купаемся каждый раз, пока сил хватает. В крайней случае просто лежим в прибое. На третий день решаем, что культурная программа тоже полезна. Поэтому совершаем прогулку в парк южной культуры. По дороге туда рвем неплохие груши с какого-то дерева, а также инжир, который растет за заборами. Инжира (кроме сушеного) никогда до этого не ела. Пришла к выводу, что свежий существенно лучше.
    В парке смотрим на разные пальмы, эвкалипты и трехсотлетние толстенные огроменные платаны. Бамбук, как и предполагалось, сломать не удается. Пытаемся достать шишки с пецунской сосны, но уж очень высоко. А все снаряжение, которое могло бы нам помочь, осталось дома.

Да, можно еще упомянуть, как мы шокировали хозяев и всех проживающих вместе с нами. Так как все вещи у нас были несухие и нечистые, то мы их начали сушить и стирать. Первым делом вытащили палатки и спальники, заняв при этом изрядное количество висячего места. Потом вывалили все железки и веревочки на зеленую лужайку. Потом в течение оставшихся дней все активно стирали. Картинки получались не очень органичные. Например, что должны думать люди, видя целую веревку с мокрыми толстыми шерстяными носками. Это притом, что на улице уже не первый день уверенно больше 25 градусов.

Последнюю ночь дул очень сильный ветер и была гроза. Когда перед завтраком я пошла купаться, обнаружила, что моя тайная мечта сбылась - шторм все-таки случился. Очень хотелось покупаться в бушующем море. Правда, сначала я не была уверена, что решусь. Уж слишком жутковато эти буруны с берега смотрятся. Но меня уговорили, и я решилась.
    В общем, это оказалось очень классно, хотя первый раз, когда я вылезла, я дышала совсем тяжело. Так что весь последний день, исключая покупку продуктов мы без конца купались. Правда, Леля так и не решилась, в итоге купались втроем. Надо сказать, что целоваться в шторм в воде существенно сложнее :). Хотя нам один раз удалось даже это сделать на гребне большой волны.
    Под конец море совсем разгулялось, и последний раз мы долго не могли выйти, так как постоянно были большие волны. Когда вышли на берег, ощущали себя изрядно уставшими. Но довольными :)

Последний раз покушали, попрощались с хозяевами и поехали на поезд. Поезда у нас нынче неспешные. На посадку он опоздал всего на 1.5 часа, а до Твери мы думали, что вообще не доедем. Туда он опоздал часа на 3. В поезде как-то в первые сутки съели почти всю нормальную еду, а во вторые пришлось есть в основном фрукты. В итоге сейчас меня от них просто тошнит.
    Я привезла домой персиков (надо сказать, что мотоциклетный шлем - отличная штука для их транспортировки), и с трудом съела вчера один. Еще в поезде совершенно по наглому прямо в плацкартном вагоне варили на горелке гречку и макароны. Пассажиры вокруг завидовали, а поддатый проводник ничего кроме "Ништяк"сказать так и не смог.

На вокзале в Питере нас встретила наша походная группа плюс еще куча друзей. Понятно дело не с пустыми руками. А с пивом и фотками, которые уже успели сделать, пока мы плющились на море. На этом столь полное различными впечатлениями путешествие закончилось...