Авиация и я

Avia

После предыдущей статьи об авиашоу остались еще "неиспользованные" фотографии. Выбрасывать их жалко, второй статьи про Ржевку подготовить не удалось; поэтому представляю оставшиеся фотоматериалы в сопровождении личных воспоминаний об авиации,
с данными фотографиями совершенно никак не связанных! Редактор

История 1, про парад. Несколько лет назад в честь 300-летия Российского флота был организован праздник в центре города, на Неве. Был и парад авиации (много разных самолетов пролетало, от спортивных до грузовых). Особенно интересно с точки зрения физики выглядело выступление группы Су-27. Уверен, это были именно они: сначала самолеты пролетели низко над рекой, на удивительно малой скорости. Потом они ушли на насколько километров наверх (так, что их было уже видно только по инверсионному следу) и пикировали сверху, опускаясь до высоты порядка километра... Красивое зрелище - маневры выполнялись почти над Петропавловской крепостью, и смотреть на них с противоположного берега, от Эрмитажа, было здорово. Пикирующих с такой высоты истребителей было совсем не слышно, так же "молча" они разворачивались в нижней точке и опять уходили наверх или вбок, в разные стороны. Публика с восхищением стояла, задрав головы вверх в относительной тишине... а через несколько секунд раздавался такой грохот, что в буквальном смысле слова прижимало к земле!
За неделю до этого я был на даче, в районе озера Разлив (недалеко от известных из истории мест отдыха В.И.Ленина). Однажды утром дачники были удивлены громким гулом низко летящих самолетов. Полеты в принципе неудивительны для этой местности - достаточно недалеко, в Горской, расположен аэродром, используемый в основном как база спортивных самолетов (этот аэродром известен также под названием "аэродром в Лисьем Носу"). Но когда эшелоном на низкой высоте пошли десятки самолетов, и грузовые, и сверхзвуковые, да еще один за другим - выглядело это жутковато, летели как на войну... Через несколько дней стало понятно, что именно эта колонна приняла участие в вышеописанном праздничном параде, а тогда накануне они по какой-то причине совершали маневры вблизи еще одного околопетербургского аэродрома - Лахтинского.

История 2, об аэродроме. В некотором отдалении от города (не скажу, в какую сторону и на сколько километров, чтоб не раскрывать возможную тайну), недалеко от железнодорожной станции есть военный аэродром. Говорят, раньше он был большой помехой для окрестных жителей и отдыхающих там дачников, почти ежедневно пугая всех низко летающими истребителями. За последние несколько лет (я там бывал именно летом) полетов стало гораздо меньше, но в один из сезонов их было достаточно.
Непосредственно взлетная полоса не огорожена сплошным забором, так что нам удавалось наблюдать взлеты и посадки МиГ-31, не ограничиваясь осмотром маневров издалека. Сложно описать всю гамму чувств, которые ощущаешь, когда самолет отрывается от земли в каких-нибудь десятках метров от тебя... Достаточно сказать, что грудь ощутимо сдавливает, и надо устойчиво стоять на ногах, чтобы не упасть. Конечно, это не взлет вертолета, когда стоишь прямо под ним (об этом дальше), но впечатление тоже неслабое! И кроме того, конечно, просто красивое зрелище: особенно посадка в лучах заходящего солнца, когда распахивается пестрый тормозной парашют. Здорово!!!
Через год активность на аэродроме спала, и полетов в таком количестве не проводили. Именно тогда произошел забавный случай. Проезжая на велосипедах вдоль забора (бетонных столбов, опутанных проволокой), мы рассматривали ангары и стоящие рядом с ними самолеты, людей не было видно. Потом колючка кончилась, остались одни столбы, и те стояли как-то вкривь-вкось. В какой-то момент нашу тропинку пересекла асфальтированная дорога. Вышли на нее, огляделись и поняли, что запросто оказались на дорожке, соединяющей ангары и взлетную полосу. Вот что значит охрана на военном объекте! Подумав о том, что по такой территории лучше не разгуливать без приглашения, мы развернули велосипеды...

История 3, про вертолет. Тем, кто живет или гостит в Санкт-Петербурге, не надо ждать большого праздника или ехать на далекий аэродром, чтобы насладиться зрелищем авиационной техники в действии. Точный график работы вертолета знают, наверное, только сами пилоты, но по субъективному ощущению каждый теплый солнечный день (т.е. все-таки не каждый) в течение последних лет можно прокатиться на Ми-8 над центром города, причем не по запредельной цене (по крайней мере, когда я последний раз приценивался, для граждан России 10-минутный полет стоит столько же долларов по курсу). Не могу сказать точно сам, насколько сильные ощущения испытывает летящий на вертолете над Невой пассажир, но остающиеся на земле, что называется, на халяву получают тоже немало приятных воспоминаний: взлет или посадка такой махины - зрелище внушительное. Вдобавок к тому, что это просто красиво (в качестве взлетно-посадочной выступает площадка на Заячьем острове, за стеной Петропавловской крепости со стороны Кронверка), если смотреть с другого берега, стояние же прямо "под вертолетом" (чуть в стороне, конечно, за ограждением из веревки) чревато тем, что в лучшем случае сдует шапку. А если после самого взлета вертолет чуть снесет в сторону, и перед разворотом он зависнет на несколько секунд у Вас над головой (на высоте нескольких метров, не больше 10-20), считайте, что лучшего фена для сушки волос Вам на найти!

Фотографии В.Франка

Львенок (Александр Левченя), 24 Декабря 2000