101 км удивительной жизни

Travel (48 Kb)
Привет всем!
Посылаю свои "небольшие" впечатления о прошедших выходных, вдруг кому-то будет интересно прочитать про лыжный марафон "101 км за 24 часа"

Но зачем-то ему
очень нужно пройти
четыре четверти пути
В.Высоцкий

Это не казалось возможным, да и сейчас я с трудом верю, что это таки произошло. Но, пожалуй, мы действительно этого хотели, поэтому все получилось.
      Сборы прошли довольно безболезненно, даже удается выспаться и проснуться за 10 минут до будильника. Но это только мне - Серега до половины пятого смотрел хоккей. В электричке доделываем последние дела - мажем лыжи. И вот уже родное Лемболово, погода - пакость редкая (потом было хуже, но все познается в сравнении), снег и сильный ветер. Первое, что мы делаем, так это теряемся в попытках найти нужную базу. Но полчасика побегали, "размялись", все-таки нашли и успели. И вот 12 часов, и наша команда под гордым названием "БешКор" стартует вместе с остальными участниками. Волнения, в отличие от прошлого года, нет вообще. Мы никуда не торопимся, внимательно изучаем карту, и только потом начинаем движение.

I.

Первое КП недалеко - всего километра 2. Однако мы умудряемся проблуждать все 4, причем это делают почти все участники. КП поставлено немного южнее, чем обозначено на карте. Дальше азимутом на шоссе. Азимут никогда прямым не бывает, но все-таки через некоторое время его достигаем. Шоссе - это кусок приозерского, ужасно много машин, и так и тянет на чем-нибудь подъехать, тем более пилить нам по нему километров 5. Но гордость, конечно, заставляет нас идти пешком. Хорошо, что выпало много свежего снегу, поэтому шоссе противно в меру. Помня прошлый год, думаем о "стратегии". Может, ломануть сразу на 25 КП, а то через Смородинку можем сильно опоздать, а время нам еще очень понадобится. Однако решаем, что так уж совсем не спортивно, и сворачиваем по дороге налево. По ней идти нам предстоит порядочно.
      Через некоторое время впереди появляется машина, которая передвигается чрезвычайно медленно. Кажется, что она вообще стоит. И действительно, оказывается, что она завязла, а в машине организаторы, которые ставили КП. Туда-то они проехали, а вот обратно снегопад был не в тему, и они завязли. Мы снимаем лыжи и минут 20 различными хитрыми комбинациями их выталкиваем из сугробов. Вытащили, попрощались, поехали. Огладываемся назад и видим, что они, кажется, снова застряли. Но заставить себя возвратиться не можем. Тем более вскоре встречаем участников, бегущих нам навстречу - ну и, слава богу, теперь их очередь работать трактором. Потом оказалось, что они потратили на это около часа...
      А мы движемся дальше, вот отворот на второе КП, но оно в стороне, а время нас поджимает, поэтому идем сразу на третье. Дальше нас ожидают все "прелести" лыжного туризма при преодолении долины речки Смородинки. Кто был - может представить себе крутизну склона, количество кустов и деревьев. Особый колорит достигался этими "спичками" на ногах, готовыми сломаться в любой момент. Положительно, после горных лыж спуск на обычных стал представлять для меня определенные сложности. Хотя, на попе тоже весело кататься
      Смородинку пересекли без проблем, а я боялась. Дальше тяжелый крутой подъем без лыж. По пути обгоняем двух человек. Однако такие переходы отнимают силы, но что делать - мы движемся дальше, дорожки, просеки, и вот выходим на прямую, на которой через несколько километров нас ждет небольшой отдых. Ползем с не очень большой скоростью, наверное, уже устали. И вот виден дым костра и машина организаторов, но они никак не приближаются. Довольно тяжелое ощущение, но все-таки удалось расстояние сократить до нуля и плюхнуться к костру. Опоздание у нас 25 минут. Полчаса отдыхаем, чай, макарошки, пытаюсь погреть ноги. Стало ясно, что в этот раз в этом месте недочет. Они уже давно насквозь мокрые. О том, что впереди еще 3 четверти пути, стараюсь не думать.

II.

Дорога днем (фото из интернета)С привала уходить тяжело, но что делать. Разошлись быстро, и я бы сказала, что даже полетели, а там все вниз и вниз - мы сбрасываем высоту с любимой горки на 69. Первое КП этого этапа недалеко от Щучьих озер. Расстояние дотуда приличное - около 10 км. Но проходится оно довольно легко. Лишь в конце стало темнеть, и просека стала неприятно проходимой, перед крутым подъемом, не вызывающий положительных эмоций, раздается звонок. Это Борисыч контролирует. Я докладываю обстановку, и подъем дается на одном дыхании Достаем фонарики - уже совсем темно, делаем небольшой переед, и катимся по лыжне к озеру Ветряное. Наверное, один из самых лучших моментов в этом мероприятии. Лыжи скользят, силы есть, состояние души лучше не придумаешь Все хорошее, однако, кончается. КП мы находим и еще километров 5 довольно бодро идем по дороге. А потом начинается...
      Как я хорошо помню эти Ореховские песчаные горки, уже не раз "умирала" здесь на Окинчецах. В общем, эти крутые подъемы и спуски меня здорово выматывают, и на железку я выхожу уже никакая. По путям идти очень трудно, снега мало, и торчат камни, а рядом ничего не протроплено. Видимо, все выходили на дорогу с другой стороны озера. Немного идем и делаем привал. Ноги начинают дубеть, надо снова в путь, но так быстро не получается. Сейчас соображает только Серега, у меня состояние, когда что-либо менять труднее, чем оставаться в прежнем положении. Поменять севшую батарейку - задача немыслимая. Под Серегины уговоры идем на левую ЛЭП. Там удается обнаружить лыжню. Сознание немножко возвращается и, в общем, мы движемся довольно бодро. Последний привал где-то за 3 км до 50-километрового рубежа.
      Обнаруживаем, что времени осталось совсем мало. Быстро подкрепляемся грейпфрутом и шоколадом, и побежали. Трудно было предположить, что в конце можно будет еще передвигаться с такой скоростью. Прибегаем на базу и обнаруживаем, что у нас еще 23 минуты штрафного времени осталось. Неплохо, теперь надо хорошо расслабиться и поесть. Как только принимаешь горизонтальное положение, выйти из него уже нет сил. Борисыч по-прежнему с нами (наверное, пиво они уже допили), мы рассказываем последние новости. Потом оказалось, что он был готов забрать нас с этого этапа. Правда, не предложил, наверное, у нас было много энтузиазма

III.

Начало третьего этапа оказалось не таким противным, как казалось до этого. В общем, не такой уж это был напряг в час ночи встать, надеть мокрые ботинки, лыжи и поехать в темноту за новыми приключениями. Организаторы предупреждают, что этот этап самый сложный, объясняют кое-что по карте, рассказывают про переправу через Лосевку. Начало не предвещает ничего плохого. Не торопясь уже до озера Белого, дальше на поляну дураков, через Кожицу. Везде довольно хорошая лыжня. Мы едем и разговариваем про олимпиаду. Я совсем не в курсе последних событий, Серега вводит меня в курс дела.
      И вот выходим на поля Эльбруса. Это те же самые, где мы были в прошлом году. И надо нам, оказывается, на ту же дорогу, что в прошлом году (только тогда это был ложный путь, а теперь, будем надеяться, правильный). Поля опять впечатляют. Сильные ассоциации с тундрой. При выходе на дорогу нас ожидает забавная встреча. Сложно представить, что человека, которому мы, в общем-то, "обязаны" нашим участием именно в 100 км, можно встретить в 3 часа ночи в глухом лесу. Он, видимо, очень сильно устал, так как с соображением у него совсем плохо. Пытаемся объяснить ему, как выйти в Лемболово. А сами идем дальше, к озеру Забытое. Тут начинаются приключения. Лыжи стали скользить плохо, с ужасом приходит мысль "ну мы попали". Доходим до КП, перекусываем и плетемся дальше.
      Новые разочарования: переправы через Лосевку не найти, а лыжня уверенно уводит влево - пару километров севернее должен быть мост. Но нам нужно перейти сейчас, на те КП мы уже не успеваем. А здесь никто не тропил. После тщательных исследований и удаления друг от друга на небезопасное расстояние, переправу все-таки находим. Серега предлагает идти на север, но, видимо, не столь активно, и мы идем на восток искать дорогу. А там выруб, ужасная изрезанность рельефа, кажется, что дорогу увидеть мы здесь не сможем. Правда, погода немножко вняла моим мольбам, небо сейчас абсолютно ясное, и лыжи едут уверенно. Находим что-то похожее на дорогу и на отворот, однако на таких полях она теряется, и мы уходим в леса. Блуждаем там с не очень понятной целью.
      Через некоторое время становится ясно, что ушли правее. Идем по азимуту на дорогу, удивительно, что выходим. Дорога, однако, так себе: бурелом - буреломом. Прошли четкую развилку, и стало понятно, где мы. Серега пытался предложить идти назад до большой дороги, но идем все-таки кратчайшим путем. А зря. Дорога кончается и упирается в массив каких-то безумных канав и буреломов. Начинается снегопад, я бы даже сказала, проливной снег. Видимость так себе. Еще пытаемся определить, куда же делась дорога, но это дело безнадежное.
      Я постепенно отключаюсь и просто иду за Серегой, который держит азимут. Таких ощущений, пожалуй, я никогда не испытывала. Физически мне не тяжело, но я явно где-то не в этом мире. Вокруг масса огней, мне кажется, что я в толпе, почему-то недалеко от Сереги бегают какие-то серые кошки. Какие-то крики, где я? Но деревья все-таки обхожу более-менее уверенно, хотя видимости никакой. У Сереги фонарик совсем сел, как он вообще идет? Потом, обсуждая, оказалось, что у обоих были мысли про ночевку. Но, как и где? Мы же даже горелку оставили. Да и менять состояние тяжелее всего, лучше уж тупо идти. Не знаю, сколько это длилось, о том, что мы успеем, уже даже и не мечтали. Хотелось просто куда-нибудь выйти.
      И когда оказалось, что вышли на дорогу, то мне это казалось очередным глюком. Но вот, все-таки, какие-то дома, а куда идти - совсем непонятно. Лыжи липнут ужасно. Идем в каком-то направлении, где-то здесь уже должно быть 75 КП. Но где? Серега говорит, что видел огонь, я нет. Идем дальше. Видим что-то вместе, и ломим прямо через какие-то огороды, грядки, заборы на свет. Кажется, я падаю на машину, но справляюсь с собой и подхожу к контролерам.
      Удивительно, 6.30 - мы уложились! Это кажется совершенно невероятным. Минутой бы позже, и мы должны бы быть сняты. Но вот теплый костер, чай, все помогают - знают, что после третьего этапа как минимум шатаешься. Нам выдают карты, сочувствуют деревянным лыжам. И говорят, что главное - это дойти обратно к 12.30. Все уезжают, а мы остаемся одни у костра. Незабываемая картинка - светает, и оказывается, что мы прямо на берегу Вьюна. Очень умиротворенное состояние. Усталости не чувствуется.
      Обсуждаем варианты выхода. У нас задача одна - дойти до финиша. О КП мы даже не думаем. Считаем расстояние по различным вариантам. Выбираем, на наш взгляд, наиболее короткий путь. Там плюс, что можно будет идти, если что, пешком. Серега предлагает прямо сейчас начать, но я уговариваю попробовать промазать лыжи - вдруг поможет, хотя они уже ужасно намокли. О ногах даже не думаю, их уже нет.

IV.

Собираемся и выходим. Лыжи чуть-чуть едут, но ненадолго. У меня постоянно налипает лед. Это какое-то мучение, постоянно останавливаться и его соскабливать. Забавно, что уже совершенно светло и все вокруг видно. Уже сутки, как мы уехали из дома. Спать не хочется совершенно, мыслей нет, разве что случайно вспомнила о работе, как о чем-то из другого мира. Первые километров 8 пролетают незаметно, мы даже думали, не сходить ли на КП (два километра в сторону), но не пошли и правильно сделали.
      Интересно, что еще есть ощущения от природы. Вокруг довольно красиво, заснеженные елки, сосны и нетронутые поля. Доходим до поворота на дорогу. Казалось бы, все очевидно - даже знак висит, но вот он, хороший пример странного аттрактора - очень маленькая ошибка привела к довольно серьезным последствиям. Мы, конечно, идем по лыжне, но что она свернула с этой дороги, мы поняли очень не скоро. С какой скоростью мы передвигались дальше, лучше не предполагать. Да и как можно передвигаться с подлипом по буеракам с речками после 20 часов с начала путешествия? Палки являются необходимейшей деталью удержания равновесия, так как от усталости раскачиваешься то вправо, то влево.
      Выходим на лэпину, смотрим на карту и понимаем, что мы в ..... И до дороги нам еще до фига. Съедаем последний грейпфрут и продолжаем движение. Делать больше нечего, надо идти. Где-то вдали шумят электрички. Как мы близко, и то же время невероятно далеко. Нельзя сказать, что приходится идти совсем через силу, но состояние ужасно заторможенное и двигаться быстро невозможно, тем более еще и подлип. Такое состояние бывает, например, в походе в конце трудного дня.
      На дорогу мы все-таки выходим и снимаем лыжи. Больше нет сил на них идти, как я не молю их немножко еще потерпеть. Оказывается, до железки нам куда дальше, чем мы предполагали. Идем по дороге, потом по ней сквозь поселок, лыжи больно бьют под коленками, но не перекреплять же их. Нас предлагают подвезти. Я уже готова морально сдаться, понимая, что шансов успеть у нас нет. Но Серега отказывается. Наша задача - найти железнодорожный мост через Вьюн. Оказывается, это не тривиальная задача.
      После поселка запиливаемся куда-то в военную часть. Едем, а потом идем сквозь нее. Пожалуй, давно не видела таких удивленных и вытаращенных глаз людей (да еще в военной форме), когда я молча по прямой (так, что люди расступаются) прохожу через КПП, ничего не объясняя. Тут разве что уместен будет анекдот про то, что сказала бабушка, у которой отняли кислородную подушку. Одеваем лыжи и устремляемся к мосту. Это невозможно, снимаем их. Серега зачем-то предлагает пойти под мост, я утверждаю, что там речка, и что лучше будет сверху. У нас 15 минут, как выйти к базе, не ясно. Мы идем и постепенно переходим на бег. Так финишировать я, пожалуй, больше не хочу. Не знаю, что надо было собрать в кулак, чтобы все-таки добежать. Завидев нас, все ликуют. Они уже давно отсчитывают минуты, переживают, успеем мы или нет. Мы вбежали на последней возможной...

* * *

А дальше уже все покатилось. Награждение. Грамота, значок за участие и даже медаль, за то, что я единственная девушка, да еще и дошла. Потом состояние так себе - чай пытается творчески переработаться, и я ухожу на улицу, так как здесь уже невозможно. Идем на электричку на еле гнущихся ногах. Садимся в нее и пытаемся осознать, что мы все-таки ПРОШЛИ.
      В общем, я не могу этого осознать до сих пор, хотя ни на какие другие темы сейчас почти и не разговариваю. При детальном подсчете оказалось, что прошли мы где-то 104 км, а ночью мне теперь все время снится Лемболово...

Дорога ночью (фото из интернета)

P.S. (от редакции: из переписки с автором статьи)

Есть пара вопросов:
> 1) В чем заключается "анекдот про бабушку, у которой отобрали
> кислородную подушку"? Просто я его не слышал.
Да глупый такой анекдот:
"-А что сказала бабушка, когда у нее отняли кислородную подушку?
- Ап,ап, аааап..."
Обычно произносится, когда происходит что-нибудь неотвратимое...

> 2) В чем состоит система КП (контрольных пунктов, я так понимаю)? Их
> надо обходить, но делать это не обязательно, и это повышает
> результат, но не решает его в принципе?
КП задают, вообще говоря, направление движение. На каждом из них пароль,
который нужно потом сказать судьям, чтобы они поверили, что ты там был.
В принципе, это стандартная система во всех соревнованиях по ориентированию.
Только обычно считается, что если ты не взял хотя бы одно КП, то ты выбыл.
Но здесь по-другому, потому что все очень сложно.
КП, в принципе, можно пропускать, но за это штраф 2 часа (в прошлом году был
час).
Иногда нужно их пропускать, потому что просто нереально взять все. Одна из
сложностей - находить компромисс между тем, что ты должен пройти, и во
сколько ты должен вернуться.

> Нашел в интернете сайты по теме:
>
http://s100x24.narod.ru/ - официальный сайт походов "101 км за 24 часа"
Кстати, тут некоторая путаница. Это сайт КТМЗ. В прошлом году они вместе с
клубом "Стрелец" устраивали эти соревнования, а в этом году они поссорились и
были 2 соревнования - "100 за 24" (КТМЗ) и "101 за 24" (Стрелец). Мы, на
самом деле, во вторых участвовали..

> и http://ktmz.boom.ru/ - сайт клуба "Застава" - это ведь все под его
> эгидой происходило, в т.ч. и Хибины-2000?
Да нет, если ты имеешь в виду наши походы. Мы сами по себе, ни с какими
клубами не связаны. Только вот иногда в разных соревнованиях
для интереса принимаем участие.

Катя (Екатерина Кумзерова), 2 Марта 2002