Психоанализ
Основы теории

     Психоанализ - метод лечения, борющийся с вытеснением несовместимых (т.е. противоречащих друг дугу) желаний индивида в область бессознательного. "Понятно, что Фрейд открыл не "бессознательное" как таковое, а выявил бессознательную мотивацию поведения, в первую очередь в психопатологии" [3, 15]. Вытеснение выражает себя через болезненные симптомы и в виде искаженных мыслей, т.н. заместителей, в сознании [6, 26-27]. До Фрейда для анализа психики применялся гипноз, но он избегает этой методики: "Вскоре гипноз стал для меня неприятен как капризное и, так сказать, мистическое средство" [6, 21]. Вместо гипноза используется техника узнавания по свободно возникающим мыслям больного: "Действительно, первая случайная мысль содержала как раз то, что было нужно" [6, 28]. Для таких рассуждений характерно непрямое изображение того, что имеется в виду. "Пациентам предлагалось расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно не представлялось с точки зрения обыденных стандартов" [1, 27].
           Для получения "быстрого предварительного сведения" о комплексах больного, для объективной их демонстрации используется метод ассоциативного эксперимента, предложенный Юнгом [6, 31]. Суть ассоциативного эксперимента заключается в том, что врач быстро перечисляет некоторые слова, а пациент должен в ответ на каждое произнесенное слово отвечать первым словом, о котором он подумает.
           Итак, техническими приемами психоанализа являются:

  1. Обработка возникающих у больного мыслей для исследования бессознательного.
  2. Толкование сновидений: "Это есть via Regia [дорога в царские чертоги] к познанию бессознательного" [6, 32].
  3. Использование ошибочных и случайных действий: "Эти пустяки, ошибочные, симптоматические или случайные действия вовсе не лишены того значения, в котором им отказывают в силу какого-то молчаливого соглашения" [6, 37].

     К последнему пункту относятся:

     Что касается формы лечения, "у ортодоксального фрейдиста анализ мог длиться по два, три года (или более), в течение которых пациент должен был посещать аналитика как минимум пять или шесть раз в неделю" [1, 69], проводя при каждом посещении час на кушетке [1, 296].

Сексуальность

     Важнейшим стержнем теории Фрейда, ее основой является учение о влиянии биологической основы человека на его чувства и поведение. "Психоаналитические исследования сводят с действительно удивительной правильностью симптомы страдания больных к впечатлениям из области их любовной жизни" [6, 40]. И именно этот аспект его творчества вызвал наибольшее число вопросов, став причиной подозрительного отношения к психоанализу. В еще большей степени, чем внимание к тайнам психики вообще, обсуждение интимного в человеке возмутило общественность: "Для нас половые органы из рода в род считаются предметами стыда, а при дальнейшем распространении сексуального вытеснения - даже отвращения" [6, 85]. Фрейд считал, что неприятие такого похода связано со стереотипом замалчивания половых проблем: "Может быть, вы употребляете слово "сексуальность" в слишком узком смысле, ограничиваясь применением его только к функции размножения?" [6, 47].
           С точки зрения Фрейда, любую поведенческую реакцию человека можно объяснить как своеобразное проявление перверзии, заложенной в процессе сексуального развития. "Мы видим, что люди заболевают, если им нельзя реально удовлетворить свою эротическую потребность вследствие внешних препятствий или вследствие внутреннего недостатка в приспособляемости" [6, 49]. Как организм в процессе эмбрионального развития проходит все стадии эволюции своего биологического вида, так и субъект проходит через определенные Фрейдом [6, 44] стадии полового развития на первом этапе т.н. аутоэротизма:

     Второй этап сексуальных отношений (с выбором объекта) может содержать следующие психологические приоритеты, которые, будучи активизированы во взрослом человеке, определяют поведенческие интересы, а в патологической форме вырождаются в ужасающие своими названиями перверзии:

Перверзия Поведенческий интерес Суть явления
Садизм Активная агрессия Страсть к насилию
Мазохизм Подчиненность Удовольствие от страдания
Эксгибиционизм Искусство Желание демонстрировать *
Скопофилия Познание Интерес рассматривать *

     * в патологическом выражении - интерес к гениталиям

     Из таблицы не следует, что все художники - эксгибиционисты, хотя именно такое понимание теории Фрейда возникает в первый момент у знакомящихся с ней. Все патологические формы остаются в пределах криминальных выражений, а в здоровом обществе "сексуальному влечению приходится бороться с такими душевными силами, как... стыд, отвращение, мораль" [6, 150].
           Проводя параллели с мифологией и историческим прошлым человечества вплоть до первобытного состояния, Фрейд определил "ядерные (основные) комплексы всякого невроза - Эдипов комплекс и ограничение инцеста" [6, 48] через проблемы любви и ненависти к родителям и вопросы внутриродовых (семейных) отношений.
           "Фрейд создал революционную теорию сексуальности, и в этом его основная слава" [3, 271].
           Подводя итог, перечислим четыре постулата, общих для всех школ психоанализа [1, 20]:

     Еще два утверждения вызывали сомнения:

     Здесь имеется в виду построенная Фрейдом теория либидо [1, 32]:

  1. Это энергия влечений, принципиально основанная на сексуальности в широком состоянии: но не "все определяется сексом".
  2. Либидо индивида - закрытая система, регулируемая законом сохранения; снятый симптом меняет свое выражение.
  3. Либидо проходит общие стадии созревания, на которые так же влияет воспитание.

     В дальнейшем развитие психоанализа вызвало появление отдельных направлений, для большинства из них характерны следующие черты [1, 256]:

  1. Все школы имеют свои истоком Фрейда и часто начинают с критики ортодоксальной теории.
  2. Имеется мало разногласий о клинических наблюдениях, спорна их интерпретация, значимость, контекст.
  3. Ни в одном случае школы не охватывают одни и те же аспекты (Юнг и Ранк обсуждают культуру, Адлер - индивидуальное эго и т.д.).
  4. Представляемое описание личности зависит от темперамента лидера Школы, типа пациентов и других факторов.
Содержание