Психоанализ |
Основы теории |
Психоанализ - метод лечения,
борющийся с вытеснением
несовместимых (т.е. противоречащих
друг дугу) желаний индивида в
область бессознательного.
"Понятно, что Фрейд открыл не
"бессознательное" как таковое,
а выявил бессознательную мотивацию
поведения, в первую очередь в
психопатологии" [3, 15]. Вытеснение
выражает себя через болезненные
симптомы и в виде искаженных
мыслей, т.н. заместителей, в
сознании [6, 26-27]. До Фрейда для
анализа психики применялся гипноз,
но он избегает этой методики:
"Вскоре гипноз стал для меня
неприятен как капризное и, так
сказать, мистическое средство" [6,
21]. Вместо гипноза используется
техника узнавания по свободно
возникающим мыслям больного:
"Действительно, первая случайная
мысль содержала как раз то, что было
нужно" [6, 28]. Для таких
рассуждений характерно непрямое
изображение того, что имеется в
виду. "Пациентам предлагалось
расслабиться на кушетке и говорить
все, что приходит им в голову, каким
бы абсурдным, неприятным или
непристойным оно не представлялось
с точки зрения обыденных
стандартов" [1, 27].
Для получения "быстрого
предварительного сведения" о комплексах
больного, для объективной их
демонстрации используется метод
ассоциативного эксперимента,
предложенный Юнгом [6, 31]. Суть
ассоциативного эксперимента
заключается в том, что врач быстро
перечисляет некоторые слова, а
пациент должен в ответ на каждое
произнесенное слово отвечать
первым словом, о котором он
подумает.
Итак, техническими приемами
психоанализа являются:
К последнему пункту относятся:
Что касается формы лечения, "у ортодоксального фрейдиста анализ мог длиться по два, три года (или более), в течение которых пациент должен был посещать аналитика как минимум пять или шесть раз в неделю" [1, 69], проводя при каждом посещении час на кушетке [1, 296].
Сексуальность |
Важнейшим стержнем теории
Фрейда, ее основой является учение
о влиянии биологической основы
человека на его чувства и
поведение. "Психоаналитические
исследования сводят с
действительно удивительной
правильностью симптомы страдания
больных к впечатлениям из области
их любовной жизни" [6, 40]. И именно
этот аспект его творчества вызвал
наибольшее число вопросов, став
причиной подозрительного
отношения к психоанализу. В еще
большей степени, чем внимание к
тайнам психики вообще, обсуждение
интимного в человеке возмутило
общественность: "Для нас половые
органы из рода в род считаются
предметами стыда, а при дальнейшем
распространении сексуального
вытеснения - даже отвращения" [6,
85]. Фрейд считал, что неприятие
такого похода связано со
стереотипом замалчивания половых
проблем: "Может быть, вы
употребляете слово
"сексуальность" в слишком
узком смысле, ограничиваясь
применением его только к функции
размножения?" [6, 47].
С точки зрения Фрейда, любую
поведенческую реакцию человека
можно объяснить как своеобразное
проявление перверзии,
заложенной в процессе сексуального
развития. "Мы видим, что люди
заболевают, если им нельзя реально
удовлетворить свою эротическую
потребность вследствие внешних
препятствий или вследствие
внутреннего недостатка в
приспособляемости" [6, 49]. Как
организм в процессе эмбрионального
развития проходит все стадии
эволюции своего биологического
вида, так и субъект проходит через
определенные Фрейдом [6, 44] стадии
полового развития на первом этапе
т.н. аутоэротизма:
Второй этап сексуальных отношений (с выбором объекта) может содержать следующие психологические приоритеты, которые, будучи активизированы во взрослом человеке, определяют поведенческие интересы, а в патологической форме вырождаются в ужасающие своими названиями перверзии:
Перверзия | Поведенческий интерес | Суть явления |
Садизм | Активная агрессия | Страсть к насилию |
Мазохизм | Подчиненность | Удовольствие от страдания |
Эксгибиционизм | Искусство | Желание демонстрировать * |
Скопофилия | Познание | Интерес рассматривать * |
* в патологическом выражении - интерес к гениталиям
Из таблицы не следует, что
все художники - эксгибиционисты,
хотя именно такое понимание теории
Фрейда возникает в первый момент у
знакомящихся с ней. Все
патологические формы остаются в
пределах криминальных выражений, а
в здоровом обществе
"сексуальному влечению
приходится бороться с такими
душевными силами, как... стыд,
отвращение, мораль" [6, 150].
Проводя параллели с
мифологией и историческим прошлым
человечества вплоть до
первобытного состояния, Фрейд
определил "ядерные (основные)
комплексы всякого невроза - Эдипов
комплекс и ограничение инцеста"
[6, 48] через проблемы любви и
ненависти к родителям и вопросы
внутриродовых (семейных) отношений.
"Фрейд создал
революционную теорию
сексуальности, и в этом его
основная слава" [3, 271].
Подводя итог, перечислим
четыре постулата, общих для всех
школ психоанализа [1, 20]:
Еще два утверждения вызывали сомнения:
Здесь имеется в виду построенная Фрейдом теория либидо [1, 32]:
В дальнейшем развитие психоанализа вызвало появление отдельных направлений, для большинства из них характерны следующие черты [1, 256]:
Содержание |