Из творчества Фрейда |
Пять этюдов о психоанализе |
В "Пяти этюдах", представляющих собой стенограмму прочитанных в США лекций, Фрейд нарисовал достаточно общую картину психоанализа и изложил его историю развития на тот момент. Началом всего считается метод Брейера, разработанный в 1880-1882 (т.н. talking cure - "лечение разговором"), когда состояние пациента облегчалось после разговоров о его прошлом: "Мы можем все, что узнали до сих пор, выразить в формуле: наши истеричные больные страдают воспоминаниями" [6, 11]. Для борьбы с истерической конверсией, сопровождавшей психические нарушения физиологическими симптомами, применили гипноз как более мощное средство "программирования" психики. Однако Фрейд сделал вывод, что бороться надо не с какими-либо глубинными истоками психического заболевания (например, наследственными), а искать причину в актуальном психологическом состоянии индивида: "Мы выводим расщепление психики не из врожденной недостаточности синтеза со стороны душевного аппарата, но объясняем это расщепление как конфликт противоречащих душевных сил" [6, 24]. Далее Фрейд применял методики, подробнее описанные в разделе "Основы теории психоанализа и сексуальность". Революционность взглядов Фрейда состоит в признании единой для всех (и здоровых, и больных) скрытой системы психики, которая может приобретать выражение в форме патологий: "Невротики страдают теми же самыми комплексами, с которыми ведем борьбу и мы, здоровые люди. Все зависит от количественных соотношений" [6, 51].
Толкование сновидений |
Анализируя "Толкование сновидений", большинство замечаний критики основывали на несоответствии выводов Фрейда реальным историям болезни, служившим материалом для исследования. Даже биографы Фрейда разошлись в трактовке его личных воспоминаний. Р. Дадун следующим образом пересказывает детский сон Фрейда, когда мать объясняла ему, что все люди произошли из земли: "Тогда мать потерла друг о друга ладони, но теста у нее в руках не было, и показала мне черноватые кусочки кожи, отделившейся от рук, доказывая, что мы сделаны из земли" [3, 43]. В то же время, Дж. Браун описывает "комочки теста" в руках матери, утверждая, что их связь с пищей и есть самое главное в выводе Фрейда.
Леонардо Да Винчи. Этюд по теории психосексуальности |
Имеются различия в
объяснении работы "Леонардо Да
Винчи". Важным ее элементом
является детское воспоминание
Леонардо: "Кажется, что уже
заранее мне было предназначено так
основательно заниматься коршуном,
потому что мне приходит в голову
как будто очень раннее
воспоминание, что, когда я лежал еще
в колыбели, прилетел ко мне коршун,
открыл своим хвостом рот и много
раз толкнулся хвостом в мои губы"
[6, 74]. В трактовке Дадуна (конечно, не
только при цитировании, но и в
дальнейшем объяснении) коршун
превращается в грифа:
"Отталкиваясь от этих
озадачивающих воспоминаний первых
лет Леонардо, Фрейд приходит к
образу матери, черты которой
восстанавливаются благодаря
символическому Грифу - отголоску
египетской мифологии" [3, 163].
Здесь, как и в случае с
объяснением снов, вступают в
противоречие два утверждения. С
одной стороны, подсознательное
осмысление ситуации зеркально
отражает происшедшее в реальности,
копируя его - как детский сон,
который подобно кинофильму
повторяет переживания прошедшего
дня. С другой стороны,
бессознательное должно
"зашифровывать" реальность, и
восстановить прототип
эмоциональной картины уже не так
просто. Получается, что направление
рассуждения аналитика и выводы
всецело зависят от его произвола,
за что и критиковали Фрейда не
согласные с его подходом.
"Леонардо Да Винчи..."
показывает применение теории
Фрейда к анализу психики
исторической личности: "Никто не
настолько велик, чтобы для него
было унизительно подлежать
законам, одинаково господствующим
над нормальным и болезненным" [6,
59]. Художник, натуралист, ученый,
Леонардо во многом не был понят
современниками. Они отмечали
непостоянство характера Леонардо,
оставившего потомкам много
неоконченных работ. Что скрывалось
за его медлительностью:
мимолетность и множество брошенных
произведений или углубленность,
воплощенная в огромном количестве
эскизов и зарисовок? Различные
черты характера Леонардо
(спокойствие и дружелюбие), его
жизненные взгляды (пацифизм и
вегетарианство) Фрейд объясняет на
основе построенной им теории
сексуальности: "Если биограф, в
самом деле, хочет проникнуть в
понимание душевной жизни своего
героя, он не должен... обходить
молчанием из скромности или
стыдливости его половую
своеобразность" [6, 65].
Исторические данные на эту
тему еще более противоречивы.
Леонардо придерживался строгого
воздержания и ненавидел отношения
между полами, хотя некоторые
исследователи подозревали его в
гомосексуализме. Фрейд, анализируя
детские воспоминания Леонардо
(фантазия о коршуне), делает вывод о
его сексуальном характере,
повлиявшем на взрослую жизнь: тяга
к наукам и искусству заменила
угасший из-за проблем отношений с
родителями (нарушившими развитие)
сексуальный интерес: "Пусть,
однако, читатель повременит, и в
пламенном негодовании не откажется
следить за психоанализом из-за
того, что уже при первом применении
он приводит к посрамлению памяти
великого и чистого человека"
[6, 77].
Не только поведение, но и
произведения Леонардо Фрейд
объясняет через его переживания. В
загадочной улыбке Моны Лизы Фрейд
видит нежность к матери, а в
изображении святых Марии и Анны
("Святая Анна втроем") столь же
хорошую память о матери и мачехе,
воспитавшей художника. Странные
записи в дневнике (излишне
детальное описание семейных
событий и подробный учет мелких
расходов), по мнению Фрейда, говорят
о силе его чувств по отношению к
родителям и, впоследствии, к
ученикам. "Нам нет возможности
проникнуть в его наследственность,
но зато мы узнаем, что случайные
обстоятельства его детства оказали
на него глубоко вредное влияние"
[6, 112].
Фрейд делает вывод, что росший
до 5 лет без отца и находившийся во
власти ласк матери Леонардо именно
из-за особенностей своего
воспитания стал столь страстным
исследователем и чутким
художником, основываясь всего лишь
на воспоминаниях и собственных
рассуждениях о психике.
"Влечения и их превращения - это
самое большее, что доступно
психоанализу, но дальше он уступает
место биологическому
исследованию" [6, 116].
Очерки по психологии сексуальности |
"Очерки"
многократно переиздавались: уже
третье издание опубликовано в
Бонне в 1914 г., 4-е - в Вене в 1920. Первые
три статьи снабжены общим
заголовком "К теории полового
влечения".
Очерк "I. Сексуальные
отклонения" описывает всю
систему нарушений выбора сексуальных
объектов и целей, кратко
изложенную в разделе "Основы
теории психоанализа и
сексуальность" [6, 125].
Очерк "II. Инфантильная
сексуальность" посвящен
возрастному своеобразию развития
сексуальности и его этапам [6, 160]:
Очерк "III. Преобразование
при половом созревании"
акцентирует внимание на
особенностях взрослой,
сформировавшейся сексуальности:
теории либидо и отношениях между
мужчиной и женщиной [6, 191].
В трех частях статьи "О
нарцизме" обсуждается инверзия,
при которой в качестве
сексуального объекта выступает сам
субъект, испытывающий влечение [6,
226]:
Подводя итог общих рассуждений, в статье "Об унижении любовной жизни" Фрейд перечисляет деструктивные аспекты сексуальности [6, 264]:
Об особом типе "выбора объекта" у мужчин |
В статье "Об особом типе "выбора объекта" у мужчин" описаны некоторые варианты отношений мужчины к женщине, достаточно редкие в ярком выражении, но распространенные как психологические тенденции [6, 254]:
Табу девственности |
Статью "Табу
девственности" Фрейд посвящает,
наоборот, вопросам женской
психологии, анализируя
исторические основы ограничений в
сексуальных отношениях (подробно
развив тему в работе "Тотем и
табу") и другие проблемы:
"Интересно, что как аналитик
может встретить женщин, у которых
обе противоположные реакции,
подчиненности и враждебности,
нашли себе выражение и остались в
тесной связи между собой.
Встречаются женщины, которые как
будто совсем разошлись со своими
мужьями, и все же могут делать
только тщетные усилия расстаться с
ними" [6, 293].
С развитием учения Фрейда
теория сексуальности
перерабатывалась и расширялась,
дополняемая новыми положениями.
Как раз в статье "Инфантильная
генитальная организация
(дополнение к сексуальной
теории)" есть такие слова:
"Трудность исследовательской
работы в психоанализе как нельзя
лучше характеризуется тем
обстоятельством, что, несмотря на
непрерывно длящееся десятки лет
наблюдение все же легко не заметить
общих черт и типичных отношений,
пока они, наконец, не бросятся в
глаза с полной очевидностью" [6,
294].
По ту сторону принципа удовольствия |
Круг проблем, очерченный в
работе "По ту сторону принципа
удовольствия" [6, 301], связан в
том числе и с нарастанием
политической напряженности,
особенно с прошедшей Первой
Мировой войной. Теперь в центре
внимания Фрейда вопросы влечения к
жизни и смерти, а также анализ
травматических неврозов.
Через противопоставление т.н.
"принципа удовольствия" в
регулировании психических
процессов и заменяющего его под
влиянием стремления организма к
самосохранению "принципа
реальности" Фрейд делает вывод о
влечении к восстановлению
пережитого состояния, когда в игре
ребенка или неврозе взрослого
отражается травматическая
ситуация.
Я и Оно |
Структура сознания и взаимодействие его элементов являются темой работы "Я и Оно" (в некоторых переводах название упоминается как "Я и Это"). В разделении сознательного и бессознательного выделяется предсознательное - незначительная часть "ядра Я", условно бессознательного [6, 311]. Эти три элемента можно рассматривать и как сущности, и как свойства психики. Сознание определяется как поверхностный слой душевного аппарата, совокупность ощущений и чувств. Кроме того, Фрейд проводит дифференциацию внутри индивидуума, не связанную с сознанием, выделяя "Я" и "Сверх-Я" ("Я-Идеал").
Содержание |