Заключение

     Критика ортодоксальной теории заключалась в несогласии по некоторым пунктам с позицией Фрейда и способствовала развитию многочисленных новых школ психоанализа. Следующие общие убеждения характерны для основателей школ неофрейдизма (Салливан, Хорни и Фромм) [1, 230]:

  1. Социокультурные факторы важнее сексуальных в понимании человеческой природы.
  2. Теории инстикта и либидо устарели; Эдипов комплекс и развитие супер-эго определяются культурой.
  3. В формировании характера и в неврозе вчувствование находится под межличностными отношениями.
  4. Не сексуальное поведение определяет характер, а наоборот.

     Судьба психоанализа не была безоблачной. При жизни Фрейда разногласия возникали и среди обывателей, и у специалистов. "В профессиональной среде Фрейда критиковали за торопливость обобщений, за необоснованность многих утверждений, признавая одновременно эвристический характер, новизну подхода" [3, 14]. Проблема состоит в том, что учением о самых сокровенных глубинах человека затронут каждый. "Всякий судящий о психоанализе - сам человек, у которого также существуют вытеснения [из подсознания в сознание] и который, может быть, с трудом достиг такого вытеснения" [6, 39]. Сложность построенных теорий, противоречивость их восприятия современниками и разнообразие взглядов последователей вызвало к жизни множество трактовок творчества ученого. "Стоил ли удивляться, что новаторское и комплексное учение Фрейда развивается под знаком "страшной симметрии", вызывает желание высказаться у всех и каждого?" [3, 486]. Важно то, что учение в целом открыло новую эпоху во взгляде на человека и все связанные с его бытием проблемы. Как сказал Герман Гессе в одном из писем, "психоанализ (несмотря на многочисленные заблуждения, которые столь же мало затрагивают его суть, как заблуждения духовенства - суть церкви) не имеет и не может иметь сегодня другой цели, как создать внутри нас некое пространство, в котором мы смогли бы услышать Бога" [3, 491].

Содержание