ЛеваШоу |
|
Авиационный
праздник 10 июня 2001 года
|
В общем, мы туда съездили. В прошлом году было, по-моему, лучше. Что касается фотоотчета о нашей поездке, можно считать его частью и материалы, опубликованные на сайте Сергея Фролова (http://geocities.com/aviashow). Без сомнения, снимки Сергея лидируют по качеству, зато в наши объективы иногда попадала и происходившая на земле часть праздника. |
Так как мы были одними из первых, нам без особых проблем удалось полазить внутрь всякой техники. Пускали и давали фотографировать в кабины и салоны Ми-8 и Ан-26, чего не было в прошлом году. Естественно, у трапов и в салонах образовались очереди. Причем их длина и скорость ротации очередников не зависела от того, брали ли за просмотр деньги или нет. Похоже, инициатива платного обслуживания исходила в каждом случае от отдельных людей - судя по разнице в таксе. Приятно, что, ожидая очереди на доступ в кабину, можно было присесть отдохнуть в салоне - если это был большой самолет. А сотрудника, охраняющего кабину, можно было попросить выступить в роли фотографа... |
Также пускали в маленькие пилотажки-Як-18 (если не показалось), например. Но иногда приходили солдаты и гнали всех подальше. К действующей (летающей) технике и близко не подпускали, не то что внутрь. Тем более, что публика вынуждена была от нее шарахаться: понятно, для того чтобы взлететь, самолет должен выехать на полосу. Нотой же инструкции (взлетать только с полосы), видимо, подчинялись и вертолеты. А когда громадина типа Ми-8 на хорошей скорости проезжает мимо, да еще с разворотом - впечатление не намного слабее, чем от взлета. |
Поскольку ветер был очень сильный, отменились воздушные шары и дельтапланы. Только парочка модельщиков пыталась запускать свои творения, но их настолько сносило по ветру, что особого зрелища не получилось. Зато процветала розничная торговля моделями - конечно, не кордовыми или радиоуправляемыми, и всего лишь пластиковыми наборами. Знающие люди утверждали, что дешевле, чем в городских магазинах. Мы не смотрели, насколько хорошо была организована стоянка частного автотранспорта (по причине личной не заинтересованности), но обещанное в рекламе море пива и сопутствующих продуктов имело место быть. Публики, можно считать, было очень много - особенно с учетом одновременности проведения пивного фестиваля в центре Петербурга. |
Потом прибыл Ми-8 спарковский и привез друзей и родственников пилотов. Мы сидели и ждали - не будут ли они устраивать катание. Они ничего не знали на эту тему. Как и в случае с экскурсиями в комнаты смеха (или комнаты страха, кому что покажется в кабине), об оплате возможных вертолетных прогулок никто заранее не думал - или все уже решили, но принципиально скрывали. Так что группа желающих покататься (с периодически изменяющимся составом) пол - дня простояла около вертолета, отбегая только на время его вылетов - выездов. Потом с некоторой вероятностью пообещали экскурсионный полет по окончании программы, после 19 часов - этот вариант накрылся по понятным причинам... |
Летали пилотажки-Як-52, Як-55. Летали Л-39 из "Руси", рисовали дымовухами сердце. Потом летали раскрашенные Л-29 (тигр, дельфин и еще кто-то, я не разглядел). Они тоже красиво разъезжали по рулежным дорожкам, далеко отбрасывая струей из реактивного двигателя оставленный зрителями мусор. То ли после проезда Ми-8, то ли на развороте Л-39 мимо просвистела пустая пивная жестянка. Ошибись она на метр при таком шквале, одним зрителем стало бы меньше. Когда реактивный самолет разворачивался и уезжал на стоянку, за соплом было хорошо видно эффект скачкообразного изменения оптических свойств воздуха при его сильном нагреве: изображение за самолетом дергалось из стороны в сторону, как флаг на ветру. |
Затем, как и в прошлом году, нам показали каскадерство с мотоциклом и вертолетом. Это я видел плохо, так как стоял в одной из очередей в сортир. А те, кто дежурил у большого Ми-8, как раз видели все приготовления к мото - вертолетным трюкам: как одному каскадеру прятали под ярким комбинезоном парашютную обвязку, и свешивавшийся из кабины партнер примеривал длину пропущенного через рукав троса с крюком. Этот трюк был одним из гвоздей программы, именно из-за него к нам на дальний конец аэродрома пришла съемочная группа передачи "Адамово яблоко" (по крайней мере, так у них было написано на камере). Штатив установили у самой полосы, где публики, по идее, вообще быть не должно. |
Но где это видано, чтобы вокруг телевизионщиков не прыгали толпой дети! Так что когда вертолет с висящим под ним "на одной руке" каскадером (между прочим, поднятым не с земли, а снятым с едущего по полосе мотоцикла) стал наматывать круги над аэродромом, оператору пришлось несладко. Все время разворачивать штатив, покрикивая: "Уроды, уйдите из-под камеры!" Что касается мотоциклов, это был еще один элемент шоу. Хотя машины байкеров не участвовали непосредственно в полетах, смотрелись они все равно красиво. |
Кстати, по-моему, просто нечестно ставить репродукторы рядом с сортирами - можно ведь и не успеть дойти :)). Как комментатор слегка обматерил пилота, показывавшего фигуры так, что их не видел комментатор... А туалетов действительно было маловато, гораздо меньше на душу населения, чем ларьков. С учетом того, что интересовались ими даже принесшие еду с собой - очереди тянулись вдоль полосы почти до командного пункта. |
После полета Базыкин выдавал всем желающим автографы. Обычно их получали на билетах, а я подарил ему одну из прошлогодних карточек с его выступлением и попросил автограф на другой. По-моему, это более правильно, нежели билет. Вторым по числу подвигов вертолетом стал Ми-2. Если не ошибаюсь, на нем два или три раза показывали пилотаж. Кувыркался, то есть раскачивался из стороны в сторону, и сам большой Ми-8, но у маленького получалось размашистей. А гонял по подъездным дорожкам Ми-2 так, что один раз его даже занесло на траву. |
Затем прибыл "русский витязь". Да. Один. Наверное, остальные пили пиво на Дворцовой. "Стрижей" не было вовсе. Я раньше и не знал, что сушка так подкрадываться может. Внезапно сзади рев, оборачиваешься-Су-27 в трех метрах над полосой посадку имитирует. Потом снова вверх. Так 4 раза. Ничего сильно более содержательного я не заметил. Хотя он был только один, все равно это стало самым красивым моментом праздника. Когда машина легко уходит вертикально вверх, может лететь в любую сторону почти в любом положении - это завораживает не только с точки зрения эстетики, но и технически вызывает уважение. Этот гвоздь программы берегли от глаз народа: всех остальных участников можно было внимательно рассмотреть на земле, а если к оригиналу прилагались копии, то и посмотреть внутри. Только истребитель как прилетел со стороны, так и улетел один, двойника на площадке у него не было. |
Потом снова были парашютисты, много. Некоторые в полете выкидывали дымовой заряд, и он взрывался, оставляя след в виде корзинки, повернутой вниз. Мы ждали Ми-24, обещавшего боевые фигуры, но, увы... Когда смотришь со стороны (точнее, с твердой нижней поверхности) на выступление парашютистов, кажется, как все стало просто с новыми моделями парашютов. Только не забыть подтянуть стропы перед посадкой - и минимальная вертикальная скорость обеспечена: не больше, чем при спрыгивании с подножки трамвая. А какие усилия требуются на самом деле - не испугаться в первый момент, вовремя раскрыться, не закрутиться внизу и погасить у земли касательную скорость - об этом знают только те, кто прыгал. |
Во время второго выступления "Руси" во второй взлетающей тройке что-то не заладилось. Я сам этого не видел, но, посмотрев вдоль полосы, увидел два дымных столба. А затем комментатор сообщил, что самолеты столкнулись и взорвались. Всех быстро начали выгонять с аэродрома. В новостях уже сообщили, что пилоты катапультировались. К сожалению, успешно - только один из двоих... Возможно, это прозвучит банально и неуместно, но жизнь продолжается. И уже в рекламе следующего авиационного праздника в Петербурге (Ржевка, http://www.travel.ru/news/2001/06/18/7185.html) анонсировалось выступление пилотажной группы "Русь". В рецензии на Ржевку - 2001, опубликованной в одной из городских газет, написали, что больше там и смотреть было почти не на что, в смысле зрелищности. |
Основной текст и
фотографии - А.Левченя.
Курсив - В.Франк
P.S. Ссылка без
комментариев: разговоры об аварии и
не только.
http://airbase.uka.ru/cgi-bin/forum/ultimatebb.cgi?ubb=get_topic&f=6&t=001766
P.P.S. Если бы эта статья не получилась столь ехидной по содержанию, правильно было бы посвятить ее памяти погибшего участника пилотажной группы "Русь".