ЛеваШоу


Авиационный праздник 10 июня 2001 года
на аэродроме Левашово под Санкт-Петербургом

Сначала планировалась поездка на авиашоу "делегации" от фидонет - эхоконференции RU.AVIATION (http://www.talk.ru/forum/fido7.ru.aviation). Как всегда в случае больших сборов, на Финляндском вокзале собралось всего человек пять. Еще меньше попутчиков присоединилось в дороге, так что даже после нескольких минут ожидания на железнодорожной платформе Левашово (с заходом в привокзальный магазин с целью запастись дешевым лимонадом) вся компания заняла лишь часть спецавтобуса, идущего от станции до аэродрома.
606 x 396; 61,8 Kb

В общем, мы туда съездили. В прошлом году было, по-моему, лучше.

Что касается фотоотчета о нашей поездке, можно считать его частью и материалы, опубликованные на сайте Сергея Фролова (http://geocities.com/aviashow). Без сомнения, снимки Сергея лидируют по качеству, зато в наши объективы иногда попадала и происходившая на земле часть праздника.

594 x 389; 83,1 Kb

Так как мы были одними из первых, нам без особых проблем удалось полазить внутрь всякой техники. Пускали и давали фотографировать в кабины и салоны Ми-8 и Ан-26, чего не было в прошлом году.

Естественно, у трапов и в салонах образовались очереди. Причем их длина и скорость ротации очередников не зависела от того, брали ли за просмотр деньги или нет. Похоже, инициатива платного обслуживания исходила в каждом случае от отдельных людей - судя по разнице в таксе. Приятно, что, ожидая очереди на доступ в кабину, можно было присесть отдохнуть в салоне - если это был большой самолет. А сотрудника, охраняющего кабину, можно было попросить выступить в роли фотографа...

362 x 582; 56,9 Kb

Также пускали в маленькие пилотажки-Як-18 (если не показалось), например. Но иногда приходили солдаты и гнали всех подальше.

К действующей (летающей) технике и близко не подпускали, не то что внутрь. Тем более, что публика вынуждена была от нее шарахаться: понятно, для того чтобы взлететь, самолет должен выехать на полосу. Нотой же инструкции (взлетать только с полосы), видимо, подчинялись и вертолеты. А когда громадина типа Ми-8 на хорошей скорости проезжает мимо, да еще с разворотом - впечатление не намного слабее, чем от взлета.

574 x 371; 43,7 Kb

Поскольку ветер был очень сильный, отменились воздушные шары и дельтапланы. Только парочка модельщиков пыталась запускать свои творения, но их настолько сносило по ветру, что особого зрелища не получилось.

Зато процветала розничная торговля моделями - конечно, не кордовыми или радиоуправляемыми, и всего лишь пластиковыми наборами. Знающие люди утверждали, что дешевле, чем в городских магазинах. Мы не смотрели, насколько хорошо была организована стоянка частного автотранспорта (по причине личной не заинтересованности), но обещанное в рекламе море пива и сопутствующих продуктов имело место быть. Публики, можно считать, было очень много - особенно с учетом одновременности проведения пивного фестиваля в центре Петербурга.

560 x 378; 48,8 Kb

Потом прибыл Ми-8 спарковский и привез друзей и родственников пилотов. Мы сидели и ждали - не будут ли они устраивать катание. Они ничего не знали на эту тему.

Как и в случае с экскурсиями в комнаты смеха (или комнаты страха, кому что покажется в кабине), об оплате возможных вертолетных прогулок никто заранее не думал - или все уже решили, но принципиально скрывали. Так что группа желающих покататься (с периодически изменяющимся составом) пол - дня простояла около вертолета, отбегая только на время его вылетов - выездов. Потом с некоторой вероятностью пообещали экскурсионный полет по окончании программы, после 19 часов - этот вариант накрылся по понятным причинам...

581 x 376; 53,2 Kb

Летали пилотажки-Як-52, Як-55. Летали Л-39 из "Руси", рисовали дымовухами сердце. Потом летали раскрашенные Л-29 (тигр, дельфин и еще кто-то, я не разглядел).

Они тоже красиво разъезжали по рулежным дорожкам, далеко отбрасывая струей из реактивного двигателя оставленный зрителями мусор. То ли после проезда Ми-8, то ли на развороте Л-39 мимо просвистела пустая пивная жестянка. Ошибись она на метр при таком шквале, одним зрителем стало бы меньше.

Когда реактивный самолет разворачивался и уезжал на стоянку, за соплом было хорошо видно эффект скачкообразного изменения оптических свойств воздуха при его сильном нагреве: изображение за самолетом дергалось из стороны в сторону, как флаг на ветру.

578 x 373; 83,8 Kb

Затем, как и в прошлом году, нам показали каскадерство с мотоциклом и вертолетом. Это я видел плохо, так как стоял в одной из очередей в сортир.

А те, кто дежурил у большого Ми-8, как раз видели все приготовления к мото - вертолетным трюкам: как одному каскадеру прятали под ярким комбинезоном парашютную обвязку, и свешивавшийся из кабины партнер примеривал длину пропущенного через рукав троса с крюком.

Этот трюк был одним из гвоздей программы, именно из-за него к нам на дальний конец аэродрома пришла съемочная группа передачи "Адамово яблоко" (по крайней мере, так у них было написано на камере). Штатив установили у самой полосы, где публики, по идее, вообще быть не должно.

574 x 367; 66,7 Kb

Но где это видано, чтобы вокруг телевизионщиков не прыгали толпой дети! Так что когда вертолет с висящим под ним "на одной руке" каскадером (между прочим, поднятым не с земли, а снятым с едущего по полосе мотоцикла) стал наматывать круги над аэродромом, оператору пришлось несладко. Все время разворачивать штатив, покрикивая: "Уроды, уйдите из-под камеры!"

Что касается мотоциклов, это был еще один элемент шоу. Хотя машины байкеров не участвовали непосредственно в полетах, смотрелись они все равно красиво.

608 x 400; 59,0 Kb

Кстати, по-моему, просто нечестно ставить репродукторы рядом с сортирами - можно ведь и не успеть дойти :)). Как комментатор слегка обматерил пилота, показывавшего фигуры так, что их не видел комментатор...

А туалетов действительно было маловато, гораздо меньше на душу населения, чем ларьков. С учетом того, что интересовались ими даже принесшие еду с собой - очереди тянулись вдоль полосы почти до командного пункта.

369 x 570; 55,5 Kb

После полета Базыкин выдавал всем желающим автографы. Обычно их получали на билетах, а я подарил ему одну из прошлогодних карточек с его выступлением и попросил автограф на другой. По-моему, это более правильно, нежели билет.

Вторым по числу подвигов вертолетом стал Ми-2. Если не ошибаюсь, на нем два или три раза показывали пилотаж. Кувыркался, то есть раскачивался из стороны в сторону, и сам большой Ми-8, но у маленького получалось размашистей. А гонял по подъездным дорожкам Ми-2 так, что один раз его даже занесло на траву.

579 x 375; 66,4 Kb

Затем прибыл "русский витязь". Да. Один. Наверное, остальные пили пиво на Дворцовой. "Стрижей" не было вовсе. Я раньше и не знал, что сушка так подкрадываться может. Внезапно сзади рев, оборачиваешься-Су-27 в трех метрах над полосой посадку имитирует. Потом снова вверх. Так 4 раза. Ничего сильно более содержательного я не заметил.

Хотя он был только один, все равно это стало самым красивым моментом праздника. Когда машина легко уходит вертикально вверх, может лететь в любую сторону почти в любом положении - это завораживает не только с точки зрения эстетики, но и технически вызывает уважение. Этот гвоздь программы берегли от глаз народа: всех остальных участников можно было внимательно рассмотреть на земле, а если к оригиналу прилагались копии, то и посмотреть внутри. Только истребитель как прилетел со стороны, так и улетел один, двойника на площадке у него не было.

376 x 587; 53,0 Kb

Потом снова были парашютисты, много. Некоторые в полете выкидывали дымовой заряд, и он взрывался, оставляя след в виде корзинки, повернутой вниз. Мы ждали Ми-24, обещавшего боевые фигуры, но, увы...

Когда смотришь со стороны (точнее, с твердой нижней поверхности) на выступление парашютистов, кажется, как все стало просто с новыми моделями парашютов. Только не забыть подтянуть стропы перед посадкой - и минимальная вертикальная скорость обеспечена: не больше, чем при спрыгивании с подножки трамвая. А какие усилия требуются на самом деле - не испугаться в первый момент, вовремя раскрыться, не закрутиться внизу и погасить у земли касательную скорость - об этом знают только те, кто прыгал.

590 x 339; 50,8 Kb

Во время второго выступления "Руси" во второй взлетающей тройке что-то не заладилось. Я сам этого не видел, но, посмотрев вдоль полосы, увидел два дымных столба. А затем комментатор сообщил, что самолеты столкнулись и взорвались. Всех быстро начали выгонять с аэродрома. В новостях уже сообщили, что пилоты катапультировались.

К сожалению, успешно - только один из двоих... Возможно, это прозвучит банально и неуместно, но жизнь продолжается. И уже в рекламе следующего авиационного праздника в Петербурге (Ржевка, http://www.travel.ru/news/2001/06/18/7185.html) анонсировалось выступление пилотажной группы "Русь". В рецензии на Ржевку - 2001, опубликованной в одной из городских газет, написали, что больше там и смотреть было почти не на что, в смысле зрелищности.

Основной текст и фотографии - А.Левченя.
Курсив - В.Франк

P.S. Ссылка без комментариев: разговоры об аварии и не только.
http://airbase.uka.ru/cgi-bin/forum/ultimatebb.cgi?ubb=get_topic&f=6&t=001766

P.P.S. Если бы эта статья не получилась столь ехидной по содержанию, правильно было бы посвятить ее памяти погибшего участника пилотажной группы "Русь".