ВВЕДЕНИЕ

Dacha Gauswald (163K)

Дача Гаусвальд: Вторая Березовая аллея, д.32, арх. В.И.Шене, В.И.Чагин, 1898 г.

Меньше десяти лет остается до трехвекового юбилея города на Неве, прекраснейшего города России и одной из известных достопримечательностей мира. Будучи задуман Петром I как новая столица усиливающего свои позиции государства, город стремительно рос, во всем противопоставляя себя древней, патриархальной Москве. Достоевский назвал его "самым умышленным" городом в мире. Герцен писал: "Петербург тем и отличается от всех городов европейских, что он на все похож." Своеобразный и легко узнаваемый, Санкт-Петербург всегда вызывал и вызывает интерес у писателей, поэтов, художников. Город пережил многое: три революции, блокаду, сменил три названия: Петербург, Петроград, Ленинград и, наконец, вернул себе исконное имя - Санкт-Петербург. Менялись эпохи, названия; перестраивался быт горожан, соответственно, чередовались и разные направления архитектуры, которая всегда определяет лицо города.

Один из интереснейших отрезков жизни города - конец ХIХ-го - начало ХХ-го вв., т.н. эпоха "последнего Петербурга". Величие технического прогресса, расцвет и, одновременно, упадок искусств, первые кинематографы, аэропланы, трамваи, рост капиталистического города, сопровождающийся обнажением его внутренних противоречий - все это характеризовало Петербург рубежа веков. Столь же стремительно было и развитие архитектуры - в лидеры выходило новое направление: "стиль модерн", или Новое искусство, о котором и пойдет речь.

* * *

Hа улицах центральных районов Петербурга можно часто встретить здания, отличающиеся от остальных либо оригинальной формой фасада, либо нарочито грубоватой, сумрачной отделкой и простым, но нереальным по форме декором. Большинство этих домов относятся к направлению архитектуры, получившему в России название "стиль модерн".

Новое искусство, или антиэклектическое движение, к которому относится "стиль модерн" (название от французского moderne - новейший, современный и латинского modo - только что) зародилось в Англии в 60-ых годах ХIХ века (творчество У.Морриса и Ф.Уэбба) и распространилось затем по всей Европе, затронув и Америку. В разных странах это движение назвали по-разному: Art Nouveau (Ар нуво - новое искусство ) в Англии , Secession ( Сецессион ) в Австрии, Jugendstil (югендштиль - молодой стиль) в Германии, Liberty style и Free style ( Либерти- и фристайл - свободный стиль ) в Италии и США. Наиболее полно выразил в своих теоретических работах "идеологию" модерна (здесь и далее под термином "модерн" подразумеваются новые, радикальные направления в искусстве и, в частности, в архитектуре ) бельгийский художник и архитектор Генри Ван де Вельде.

Биография. Генри Ван де Вельде (1863-1957) родился в Антверпене. Учился живописи с 1880 по 1882 гг. в Академии Художеств, в 1884-1885 гг. - в Париже. Участвовал в организации художественных групп "Альз ин Кан" и "Независимого искусства". С 1890-х гг. выступал в печати как художественный обозреватель. Проектировал и строил дома, участвовал в выставках. В 1902 г. переехал в Веймар в качестве советника Великого герцога. До 1914 г. был директором Kunstgewerbschule (Высшей Художественной школы). Уехал в Швейцарию в 1917 г., в конце жизни вернулся в Бельгию.

В чем же причина появления этого радикального направления, преобразившего живопись и архитектуру ?

Конец ХIХ-го века был кризисным периодом для Европы. Рушилась система научных, эстетических и этических ценностей. В этих условиях зародилась идея объединить эстетический опыт, накопленный человечеством, слить воедино культуры Запада и Востока и, обобщив все, создать новый, общемировой стиль в искусстве. Аналогичные проблемы стояли и перед архитекторами.

Разрушившаяся в начале века строгая система классицизма и рост буржуазных городов породили стилистическое направление, во власти которого Европа находилась в середине и конце ХIХ-го века - эклектику. Дома при этом строились по старым методам с толстыми несущими стенами, с планировкой, подделывающейся под форму фасадов и обильным декором последних, не отражающим сущность здания и подражающим какому-либо стилю прошлого (например, готике). Соображения моды и рекламы заставляли изощряться в декорировании зданий, что приводило к перегруженности фасадов, пестроте и безвкусице внешнего вида, итогом чего явилась полная деградация градостроительства.

Ответом на все требования стало появление модерна, подобное революции - в строительстве стали широко применяться достижения техники: металлический каркас, обильное остекление. Исчез изощренный декор, зато появилась более фактурная отделка фасадов (в смысле использования различных материалов). Самый непоколебимый элемент архитектуры - стена - обрел пластичность; все части ее конструкции: окна, подъезды, балконы превращались в элементы декора, не столько за счет украшений, сколько из-за рельефности, выпуклой фактуры. Важным моментом было внедрение ранее отрицаемой асимметрии форм и свободного плана помещений. От постройки здания по принципу "снаружи - внутрь", когда за основу брался фасад, произошел переход к обратному - "изнутри - наружу", т.е. общий вид здания задавало его внутреннее содержание, его сложная многоуровневая конструкция. Такой подход приводил к замене одной наивыгоднейшей точки обзора старого (классицистического, эклектического) здания - по оси фасада - на возможность многостороннего обзора модернистского произведения.

Таким образом, использование технических новшеств, пластичность и рельефность декора наряду с единством сооружения и среды, уличного и внутридворового пространства - все это вело к органичности, уравновешенности и красоте Новой архитектуры. Всю архитектуру модерна можно подразделить на четыре направления, хотя большинство зданий сочетают в себе несколько из этих тенденций и не являются чистыми примерами данного направления. Первая пара - романтические направления - включает в себя неоромантизм и иррационализм. Неоромантизм, или национальный романтизм, ставил своей целью выразить в произведениях национальные черты. В скандинавских странах это направление называют "северным модерном" (представители движения - финские архитекторы Э.Сааринен, А.Линдгрен). Северный модерн наиболее характерен для Новой архитектуры Петербурга: мрачные фасады, обработанные грубой штукатуркой и массивными камнями резко выделяются среди других зданий, органично с ними соседствуя.

Иррационализм, или символизм - детище мистицизированной Европы - наибольшее распространение получил в Бельгии и Франции, а в России - только в Москве. Нереальная форма фасадов, окон, металлического декора - все это в домах бельгийского архитектора Виктора Орта, величайшего мастера символизма в архитектуре (известно, что символистические направления существовали также и в живописи, литературе, поэзии). В Париже символистические мотивы использовались в оформлении павильонов метрополитена, и модерн получил название "стиль метро". В Петербурге же символизм использовался в основном лишь как элемент оформления внутреннего пространства: интерьеров домов, ресторанов, вокзалов и лестничных клеток. Растительный орнамент, витражи, оригинальная скульптура - в целом петербургский символизм ничем не отличается от европейского. Два других направления архитектуры модерна: неоклассицизм и рационализм отличались большей строгостью форм. Первый из них (неоклассицизм) совместил в себе черты модерна (асимметрию, свободный план) и классицизма - монументальность и величие. Эстетико-рационализм (это его второе название) импонировал многим архитекторам своими уравновешенностью и спокойствием, он идеально подходил для зданий банков и других солидных контор, которые должны были олицетворять стабильность и гарантию успеха. Неоклассицизм очень часто встречается среди зданий модерна в Петербурге. Если бы не некоторая свобода в планировке, оформлении стен, окон, подъездов, эти дома вполне можно было бы принять за произведения классицизма.

Рационализм, или функционализм, завершает "теоретическую модель" Новой архитектуры. Это направление обязано своим появлением техническому прогрессу. Железные конструкции, обильное остекление - черты, характерные для фабричных зданий, контор, вокзалов и крупных магазинов.

Эпоху модерна можно поделить на три этапа. Первый (ранний модерн) - до начала ХХ-го века, второй (наивысшее развитие движения) - первое десятилетие ХХ- го в., и третий, когда в архитектуре строящихся в Петербурге зданий стал преобладать неоклассицизм - 1910-е гг.

Что касается четырех направлений архитектуры модерна, было бы правильнее расположить их в хронологическом порядке преобладания, т.е. символизм (ранний модерн) - неоромантизм - рационализм - неоклассицизм.

А лично у меня сложилось впечатление, что собственно "модерном", т.е. "новейшим", был иррационализм - в большинстве случаев с модерном ассоциируется нечто приукрашенное, плавное, закругленное, растениевидное и т.п., а остальные направления - это уже наложение на символизм соответственно национальных черт, техники и классики. Только символизм подходит как интернациональный стиль: это и упомянутое творчество В.Орта, ставшее классикой модерна, и "стиль метро", и мистические особняк Рябушинского и дача Пфеффер в Москве.

Основой для таких выводов может стать и отступление в сторону философских изысканий. Иррационализм (как в философии, так и в искусстве) был ответом на общекультурный и мировоззренческий кризис конца ХIХ-го века. Новые открытия науки разрушали старые понятия, и многие теряли веру в научное мышление. От позитивизма, от "века разума" произошел откат в сторону субъективного идеализма. Набиравшее силу направление "Философия жизни", огромную роль в создании которого сыграли работы Ф.Ницше, противопоставляло науке, неспособной проникнуть в глубинную суть явлений, художественный символ как основное познавательное средство. В применении к архитектуре символизм требовал создания произведения, слитого с природой, всеми своими элементами гармонично объединенного с окружающим миром. Уже впоследствии "культ силы" Ницше породил "нордический миф", который питал националистические устремления ряда направлений искусства, отсюда распространение неоромантизма. Ницше мечтал о "классическом", "возвышенном" стиле, и это способствовало распространению ретроспективизма (неоклассицизма).

Поэтому, говоря о четырех направлениях антиэклектического движения, справедливее назвать их произведения архитектурой эпохи модерна.