КАМЕННЫЙ ОСТРОВ

artistic school

Дом кн. Кугушевой: Каменный остров, арх. К.Е.Прейс, 1895 г.

Застройка Каменного острова началась одновременно с созданием Петербурга. Первоначально владельцами острова становились государственные канцлеры по изустному повелению Петра I; в 1776 году началось строительство Каменноостровского дворца для будущего императора Павла I, которому и подарила остров Екатерина II. С тех пор до 1912 года остров оставался собственностью Императорской фамилии, несмотря на смену престолоблюстителей.

Основная территория острова была распланирована как парковая зона: были проложены аллеи и прорыты каналы. С 90-ых годов ХVIII в. началось формирование дачной структуры на основе великокняжеских пожалований участков земли своим приближенным, а в конце ХIХ-го в., в связи с желанием хозяев Каменного острова получать доход с недвижимости, участки стали сдавать в аренду на срок до 90 лет с условием, что участок сохраняет форму сада, гуляющим петербуржцам остается свободный доступ к прудам и каналам, а проекты построек утверждаются т. н. комиссией контроля. К тому же, запрещалось сооружение заборов (в крайнем случае, позволялось использование ажурной решетки) и дома были у всех на виду, что предъявляло повышенные требования к архитектуре зданий. Но принципы модерна позволяли решить все проблемы и создать прекрасные произведения.

Первый дом нового стиля, построенный В.И.Шене и В.И.Чагиным на углу Большой и 2-ой Березовой аллей в 1898 г., отличается свободным планом и много- уровневым расположением помещений. Угол дома, выходящий на пересечение аллей, выделен характерным для французского направления модерна закругленным порталом входа. Дом, построенный для семьи Гаусвальд, имеет фасад, оформленный различными материалами: бутовой плитой, желтым кирпичем, деревом и по праву принадлежит к лучшим произведениям модерна в Петербурге.

Северный модерн представлен на Каменном острове домом 12 по 2-ой Березовой аллее, построенным в 1908 г. по проекту Д.А.Крыжановского. Разнообразная форма окон, строгость фасада, общая "сумрачность" дома - черты, более свойственные Петербургу, нежели пышность классицизма или винегрет эклектики.

Оригинальный дом построил для себя придворный архитектор Р.Ф.Мельцер. Участок для постройки небольшой, поэтому 3-этажное здание пикой устремлено в небо. Деревянный сруб использован в оформлении не только фасадов, но и интерьеров. За низкое крыльцо в стиле русского терема и сходство с "избушкой на курьих ножках" по завершении строительства дом назвали "Баба Яга".

Еще одно здание, созданное Р.Ф.Мельцером, - несомненно, лучшее произведение модерна на Каменном острове. На берегу Большого канала был построен высокий каменный (по первоначальному проекту частично деревянный) дом, относящийся к направлению неоромантизма. За счет подсыпки земли площадь участка оказалась поднята, и дом с башней угрожающей громадой высится над набережной канала (недаром в нем производились съемки фильма про Шерлока Холмса). Еще одна характерная деталь: высота участка получилась неодинакова, и дом повторяет все неровности рельефа, т.е. помещения одного этажа расположены на разных уровнях. Построено здание по заказу швейцарского гражданина Фолленвейдера, потом здесь была дача германского посольства, ее сменило туристическое бюро, а сейчас все вернулось на круги своя - дом заняло посольство Швейцарии.

Кроме упомянутых, к модерну относятся Собственный дом, дом Гау и дом Гозе (арх. В.И.Шене), а также Собственный дом архитектора Ф. фон Постельса.

Оригинальное здание с высокой башней, которое встречается гуляющим по острову одним из первых - дом княжны Кугушевой. Сохранился проект, дaтированный 1895 г. и подписанный К.Е.Прейсом (кстати, именно он возглавлял комиссию контроля и был главным архитектором Каменного острова). Дом спроектирован снизу кирпичный, сверху деревянный, с обильным металлическим декором и резьбой по дереву. В 1950-1960 гг. был отреставрирован. Особняк избежал судьбы многих построек на острове и не попал за высокий забор, где расположились многие произведения модерна, которые ныне не видны вообще (пример - "Баба Яга" Р.Ф.Мельцера), т.к. стали государственными резиденциями. Даже теперь, когда они принадлежат не коммунистической партии, а коммерческим структурам, заборы остаются непоколебимы - новые хозяева так же боятся дневного света, как и старые. На примере Каменного острова становится понятна острота проблемы сегодняшнего состояния архитектуры модерна. Лучший случай, когда здания после приватизации попадают в хорошие руки. Такой владелец проведет ремонт, восстанавливая постройку в ее изначальном виде, от чего выиграют все - хозяин, который будет иметь просторные, светлые и удобные помещения; если здание находится в центре города, в нем можно прекрасно организовать торговлю или иную коммерческую деятельность, ведь в начале века дома в центре для этого и создавались. Выиграет внешний вид города, будет возрождена частица истории. Такие примеры встречаются все чаще - многие дома в районе Невского проспекта уже восстановлены в первозданном виде с помощью иностранных фирм. Исходя из этого, ясна необходимость изучения наследия модерна для сохранения его произведений и в целом исторической части города.

Возвращаясь к архитектуре Каменного острова, стоит отметить причину невозведения забора у дома Кугушевой - его заняла Детская художественная школа.

Значительное место в архитектуре Каменного острова занимают памятники неоклассицизма. Среди них следует отметить дом А.Г.Соловейчик в начале Полевой аллеи (проект 1911 г. гражданского инженера Е.Ф.Эделя). Он совмещает в себе классицистические мотивы: балюстрада, полуротонды и приемы модерна: строенные окна, свободный план.

Лучшим из произведений неоклассики на Каменном острове является дача Половцева (построена в 1912-1916 гг. по проекту И.А.Фомина). Величественные фасады с ионическими колоннами, широко стоящие флигеля, богатая внутренняя отделка - все то, что могло стоять наравне с Елагиным дворцом и Каменноостровским театром.

Также монументальное здание построено теоретиком архитектуры и инженером-практиком В.П.Апышковым для С.Н.Чаева. Узнать его можно по ротонде на крыше, которую не успели перекрыть куполом.

Кроме построек "повышенной монументальности" большое распространение получили неоклассицистические здания "для семьи". К ним относятся дом Бехтерева (арх. В.И.Девишин, 1911 г.), особняк Плансона (арх. А.А.Оль, постройка 1911-1913 гг.) и особняк Криличевской (арх. Н.Н.Веревкин).

Неоклассицистическим зданиям повезло больше: за забором оказался только дом Криличевской; с другой стороны, это его и спасло: наполовину развалившийся дом, который занимало проектное бюро, отдали городской епархии, на средства которой он и был целиком отстроен заново, но по старым чертежам. Так что теперь радует глаз своим видом, к тому же и забор не слишком высокий, хоть и неказистый, совсем не подходящий по стилистике.

Но не все здания нашли новых хозяев, способных отреставрировать дом и содержать его впоследствии в историческом виде. Многие не отданные под резиденции дома выглядят удовлетворительно: дом Кугушевой, дом Бехтерева; однако некоторые находятся просто в состоянии развалин: уже упоминавшийся дом Постельса, например. Если не обратить внимание на этот и другие предметы погибающей красоты (не только на Каменном острове: в центре города есть много доходных домов в весьма плачевном состоянии), можно навсегда потерять памятники исторической эпохи.

Подводя итог, можно отметить преобладание в стилистике особняков романтических направлений - символизиа и северного модерна, хотя был спрос и на монументальность неоклассицизма; но в любом случае в частном доме наиболее полно реализовывалась фантазия архитектора и его стиль.