ЗАКЛЮЧЕНИЕ

bridge of Peter the Great

Охтенский мост им. Петра Великого: арх. В.П.Апышков, Г.Г.Кривошеин, Л.Н.Бенуа; 1908-11 гг.

Модерн просуществовал недолго, и много споров вызывают следствия его появления, а также причины вырождения.

Эпоха модерна завершила крупнейший цикл развития искусства. Модерн как антиэклектическое движение, ставившее своей целью уничтожить "бесстилье", по сути, не ушел от эклектики. Он вобрал ее в себя, обобщил ее опыт в попытке создать что-то новое, но на базе старого. Таким образом, модерн явился завершающим звеном эклектики. В свою очередь, эклектика подвела итоги глобального периода историзма, берущего свое начало с эпохи Возрождения. Очевидный вывод: период модерна окончил развитие искусства, начиная чуть ли не с античности.

Выполнил ли модерн задачи, поставленные перед ним в конце эпохи эклектики художниками и архитекторами ? Главная идея, служившая его источником появления и двигателем развития - создание большого, "интернационального" стиля, осталась нереализованной - модерн не создал стиля в традиционном понимании этого термина, то есть не были очерчены каноны, по которым должно создаваться стилистически чистое произведение, ведь модерн сохранил многокрасочность эклектики. Все преобразования велись не выходя за рамки традиционных представлений об искусстве архитектуры. Появилось много нового: специфические приемы стилизации, новые принципы функциональной организации зданий, инженерное оборудование другого типа, но все это было лишь развитием достижений предыдущего периода. При всех формальных новациях в эпоху модерна архитектурный язык развивался на традиционной технической основе и в этом смысле ничем не отличался от языка эклектики. Крах потерпела философия иррационализма - основа модерна. Один из ее основателей, создатель "Движения искусств и ремесел" У.Моррис выдвинул тезис о несомненной важности техники, но полной ее несовместимости с искусством. Идеалом для Морриса было как раз искусство, точнее, ремесленничество - кустарный труд, результатом которого станет истинное произведение искусства, чистое по стилю. За это отделение от общей массы, за возвышенность и обособленность Морриса обвинили в элитарности его искусства, и цивилизация, которую он ненавидел, победила модерн.

Модерн не только завершил собой один период - он открыл дорогу на новый этап развития. Качественное отличие следующей эпохи - стандартизированное производство, основные конструкционные материалы - железо и бетон. Произошел переворот в эстетике - с "органических" позиций "культуры" на позиции "цивилизации" с идеями радикального социального переустройства, тотальной индустриализации и "борьбы с природой", отрицанием прошлого как предыстории и апологией будущего. Была подвергнута сомнению принадлежность архитектуры миру искусства. Постоянно подчеркивалась ее связь с инженерной деятельностью и развитием промышленности.

Таким образом, после долговременной эволюции, завершением которой стала эпоха модерна, совершилась революция в сфере художественного сознания, совпавшая по времени с общеевропейским социально-политическим кризисом. Так закончилась противоречивая, но великая эпоха модерна в архитектуре.

* * *

Рассматривая искусство и, в частности, архитектуру модерна, можно сделать вывод об их универсальности и многогранности. Модерн касался всего: живописи (в России - Врубель и Рерих), декоративно-прикладного искусства (артель Талашкино в Москве) и т.д. Для модернистов не было нечего низкого, прозаического, все они видели предметами искусства: от дворцов до посуды. Такое же разнообразие и в архитектуре: в Петербурге, например, кроме трех рассмотренных групп зданий строились в стилистике модерна и вокзалы (Витебский вокзал арх. С.А.Бржозовского, 1902-1904 гг., сочетающий в себе символизм интерьеров, классичность фасадов и рационализм огромных железных конструкций), и рынки (существует не воплощенный в жизнь проект символистический реконструкции старейшего в Петербурге Сытного рынка на Петроградской стороне, созданного по указу Петра I. Проект выполнен М.С.Лялевичем и М.М.Перетятковичем в 1910 г.), и культовые сооружения (например, крупнейший образец "византизма" в России - Морской Собор в Кронштадте арх. В.А.Косякова, построенный в 1902-1903 гг.), и даже мосты (внушительный Охтенский мост имени Петра Великого. Арх. В.П.Апышков, Г.Г.Кривошеин, Л.Н.Бенуа, 1908-1911 гг.).

* * *

Все отмеченные в предыдущих разделах черты архитектуры модерна вообще характерны и для Петербурга, за исключением меньшего влияния символизма и большего - неоклассицизма и неоромантизма, на что были исторические и географические причины.

Исторически смена архитектурных стилей в Петербурге шла так: классицизм ( ХVIII-начало ХIХ-го вв.), оказавший большое влияние на вид города, ведь все значительные здания: дворцы, театры, Адмиралтейство относятся к классицизму, а наряду с ними жилая застройка состояла из низких домиков. Затем домики снесут, и город (ныне его центр) застроится домами эклектики; а потом уже то, что именуется исторической частью города - зданиями в стилистике модерна. Именно памятуя о величественном прошлом, мастера модерна обращались в своем творчестве к неоклассицизму. Огромно влияние северного модерна. Ведь это направление (а все "новое искусство" подразделялось на два "стиля": стиль "общий", интернациональный [символизм] и стили "частные", национальные) и есть наш родной, "нордический" стиль, более сильно выраженный в финском искусстве и смягченный влиянием Европы в Санкт-Петербурге.

Таким образом, архитектура модерна нашего города, являющегося одновременно и северным городом, и "окном в Европу", содержит в себе всю палитру модерна, являя во многих своих произведениях компромисс между различными, подчас противоположными направлениями, что наиболее ярко выражено в творчестве Федора Ивановича Лидваля.

Модерн сыграл большое значение в формировании застройки Санкт- Петербурга, а здания со своими то сумрачностью, то сказочностью и, в любом случае, красотой прекрасно смотрятся и соответствуют характеру города.