Течение в водяной установке, на которой проводились исследования Хауэрда и сотрудников [4], [5], [6], [14], организовано следующим образом (рис.1):
При подготовке сетки для моделирования турбулентного течения приблизительно оценивался минимальный размер ячейки в области пограничного слоя. Результаты оценок представлены в таблице 1, в которой приведенные величины вычислены по следующим формулам:
, (1)
, (2)
. (3)
На рис. 2 представлена схема расчетной области, соответствующая 1/14 части колеса (рассматривается один межлопаточный канал и соответствующие ему доли входного участка и диффузора). Осью вращения является ось аппликат, обозначения на осях соответствуют выбранному при построении сетки линейному масштабу задачи, равному высоте лопатки b = 1 дюйм (2,54 см). Сетки входного участка и диффузора построены в плоскости симметрии и преобразованы в объемные поворотом вокруг оси вращения. Система вращается таким образом, что вектор угловой скорости сонаправлен с осью аппликат.
Плоская сетка сечения входного участка изображена на рис.3. Изгибы втулки и кожуха описаны окружностями, выведенными к межлопаточному каналу. Со стороны входа имеется прямой участок длиной 1 дюйм.
Изображенная на рис.4 сетка сечения между лопатками (вид со стороны оси вращения) ограничена следующими линиями (показано направление основного течения и обозначения лопаток):
Сетка диффузора продолжает расчетную область на 4 дюйма. В соответствии с описанием, вращающаяся часть втулки выступает на 1 дюйм, поэтому на ее краю (на линии изменения граничных условий) выделена сеточная линия.
Плоские сетки построены с использованием программы MIG21 (см. Приложение) по чертежам экспериментальной установки. Построение объемных сеток выполнено прямолинейной или поворотной трансляцией в программе GROT. Сгущение узлов к твердым стенкам, к началу и концу межлопаточного канала выполнено в программе ORIGGIN таким образом, чтобы минимальный размер ячейки был около 0,5 мм. Узлы на выходе из расчетной области распределены равномерно поперек канала.
В таблице 2 описаны параметры сгущения частей сетки. Приведено использованное значение коэффициента сгущения P программы ORIGGIN, в скобках указано требуемое значение коэффициента для получения аналогичного сгущения в программе MIG21 (второй нереализованный вариант).
а
Таблица 2: сгущение сетки
Элемент сетки |
Число узлов |
Коэффициент сгущения |
Канал у втулки |
12 |
2,75 (1,13) |
Канал у кожуха |
12 |
-0,4 (0,89) |
Канал у стороны давления |
15 |
2,3 (1,08) |
Канал у стороны разрежения |
15 |
-0,15 (0,92) |
Входной участок |
35 |
3 |
Канал у входа |
15 |
-0,5 |
Канал у выхода |
15 |
3 |
Размерность сетки вдоль по течению такова: 35 узлов от входа до лопаток, 30 узлов в зоне лопаток, 13 узлов в диффузоре - всего 78. По направлению от лопатки к лопатке расположен 31 узел, от втулки к кожуху - 25 узлов. Таким образом, общий размер сетки - 60450 узлов. Построенная модель упрощенно описывает геометрию проточной части: не учитывается форма лопаток, скругление или обрез передней и задней кромок. В рассматриваемой постановке считается, что лопатки имеют нулевую толщину.
Исходя из описанной в статье Хауэрда [5] геометрии экспериментальной установки и выбранных режимных параметров, были вычислены следующие характеристики (см. таблицу 3).
Вычисления с использованием программного комплекса SINF ведутся во вращающейся системе отсчета, поэтому в качестве граничных условий на втулке, лопатках и части кожуха над лопатками задается условие прилипания с нулевыми скоростями. На неподвижном в абсолютной системе координат кожухе задается соответствующее вращению обратное распределение касательной скорости. На боковых поверхностях расчетной области перед лопаточной частью и после нее ставится условие вращательной симметрии. На верхней и нижней границах расчетной области за диффузором ставится условие проскальзывания потока. Формулируется требование постоянства величины давления на выходе из расчетной области, это значение задается в качестве точки отсчета давления.
Далее будет подробно проанализирован вопрос постановки граничного условия на входе в расчетную область. В любом случае здесь задается равномерное распределение расходной компоненты скорости. Рассматривались разные варианты определения входной закрутки потока.
Таблица 3: параметры задачи
|
0,113 |
Заданный коэффициент расхода |
w, об/мин |
140 |
Скорость вращения |
L, м |
0,0254 |
Линейный масштаб (1 дюйм) |
n , м2/с |
1x 10-6 |
Кинематическая вязкость воды при н.у. |
S0, м2 |
1,7248x 10-2 |
Площадь сечения на входе в область |
S2, м2 |
3,6483x 10-2 |
Площадь сечения на выходе из колеса |
U2= w R2, м/с |
3,351 |
Скорость лопатки на выходе колеса |
V2=f w R2, м/с |
0,379 |
Расходная скорость на выходе колеса |
V0=V2S2/S0, м/с |
0,8010 |
Скорость на входе в расчетную область, скоростной масштаб |
К |
0,4649 |
Безразмерный параметр вращения |
Re |
2,035x 104 |
Число Рейнольдса, вычисленное по масштабам скорости и длины |
Вначале проводился расчет (вариант "A" - базовый), в котором на входе в расчетную область задавался незакрученный в абсолютном движении поток, т.е. тангенциальная составляющая скорости определяет (в относительной системе координат) вращение в обратную сторону с полной скоростью. Стационарная задача решается методом установления. Для построения нулевого приближения находится решение, отвечающее ламинарному течению с числом Рейнольдса Re=100, дальнейший расчет ведется с использованием модели турбулентности. Условием получения сошедшегося решения в ламинарной постановке стала остановка процесса сходимости. При моделировании турбулентного потока критерием остановки счета выступало достижение баланса расхода потока в каждом поперечном сечении канала.
На рис. 8 схематично изображены структуры течения с учетом расположения и ориентации элементов, направления действия сил.
На входе в канал, когда течение еще не развито, имеется потенциальный поток с некоторой абсолютной завихренностью (допустим, нулевой). Когда он вынужденно закручивается в канале, профиль скорости так перекашивается, с уменьшением скорости у стороны давления, чтобы сохранить начальную завихренность (рис.7).
Рассмотрим теперь течение в канале, достаточно длинном для существенного проявления вязких эффектов. Вблизи твердых стенок (в т.ч. у кожуха и втулки, т.е. сверху и снизу в ориентации графика) почти не действует сила Кориолиса (поток заторможен). Силу, вызванную градиентом давления (близкую к постоянной по сечению, параллельному лопатке) уравновешивает напряжение трения на стенке. Таким образом, формируется вторичное течение: в ядре потока - к стороне давления, у кожуха и втулки - к стороне разрежения. В результате перестроения потока возникает большая расходная скорость у стороны давления.
Рис. 9 показывает расположение сечений экспериментальной установки, в которых измерялись распределения скоростей. Плоские поперечные сечения межлопаточного канала расположены перпендикулярно средней линии, проведенной между лопатками. Радиусы средних точек сечений составляют 5,5; 6,4; 7,2 и 8 дюймов соответственно, они пронумерованы цифрами 2, 3, 4 и 5. Отметкой 1' выделена сеточная поверхность недалеко от входа в межлопаточный канал, где поле скорости анализировалось отдельно.
На рис.10 изображены профили расходной компоненты скорости и вид поперечных течений в этих сечениях по данным статьи Хауэрда [5]. Масштаб поперечной скорости равен 1,2х масштаб основной скорости, который обозначен метками 1,22 м/с на четыре метки. Таким образом, три метки примерно соответствуют единице безразмерной скорости, принятой в расчетах. На рис.10 использованы следующие обозначения (таблица 4):
Таблица 4: обозначения Хауэрда
Обозначение |
Пояснение |
В. |
Втулка |
К. |
Кожух |
С.Р. |
Сторона разрежения |
С.Д. |
Сторона давления |
I |
Поперечная скорость в канале |
II |
Скорость в направлении средней линии канала |
Анализ профилей рис.10 показывает наличие описанных выше эффектов перекоса профиля скорости в разные стороны в первом и последнем экспериментальных сечениях.
Отсутствие подробного описания конструкции входа экспериментальной установки и условий реального моделирования обострило проблему постановки входного граничного условия в численном эксперименте, а именно закрутки потока на входе. Поскольку в результате попытки подать на вход незакрученный поток внутри колеса было получено течение со значительными неравномерностями, в отличие от представленных в статье Хауэрда [5] иллюстраций, в процессе параметрического исследования изучалось влияние входной закрутки потока на течение внутри колеса.
Для оценки величины подходящей закрутки потока на входе использовано два подхода.
Во-первых, можно исходить из требования гладкого входа потока в колесо, т.е. угол наклона вектора скорости должен быть примерно равен углу наклона лопатки на входе b 1. Зная скорость потока на выходе (произведение коэффициента расхода j на скорость лопатки w r2), можно по соотношению площадей поперечных сечений канала (фактически по соотношению радиусов r1 и r2) вычислить скорость на входе. По известному углу наклона потока из треугольника скоростей (проекцией входной скорости на окружное направление будет произведение угловой скорости на радиус) определяется скорость вращения входного потока w *:
, (1)
Наблюдаемый при отсутствии закрутки угол входа 200 меньше требуемого на треть. Как следствие в варианте "B" расчета на входе задана частичная закрутка потока. В относительной системе координат это соответствовало вращению входного потока с безразмерной угловой скоростью 0,307 при скорости вращения системы 0,4649.
Другой подход базируется на условии сохранения завихренности потока вблизи входа во вращающийся канал, как описано в начале параграфа. Определив фактическую (в экспериментальном распределении скорости) завихренность потока по производной расходной скорости vn поперек сечения канала x и учтя вращение системы с угловой скоростью w , получим эффективную скорость закрутки потока на входе:
, (2)
На рис.11 построены 5 ближайших к втулке распределений поперек канала расходной компоненты скорости в сечении 2. Для определения производной скорости выбран третий профиль, находящийся на одной трети расстояния между втулкой и кожухом. Все точки профиля, снятые с графика рис.10, выделены крупными символами. Два белых треугольника показывают выбранные точки, по которым определялось приращение скорости в ядре течения. С учетом используемых масштабов вычислена рекомендуемая закрутка потока. Получено значение безразмерной угловой скорости вращения входного потока 0,1311 (вариант "C").
Найденные значения использованы для расчетов, в последнем варианте (D) задано промежуточное значение скорости вращения 0,2. В таблице 5 перечислены условия, при которых сохранялись промежуточные решения и параметры, с которыми продолжался расчет. Число итераций соответствует окончанию расчетов по данному варианту. В качестве стартового поля для дальнейших вычислений использовалось последнее из полученных решений.
Таблица 5: варианты решения задачи о колесе по опытам Хауэрда
Вариант решения |
Общее число итераций |
Закрутка на входе |
Ламинарный |
17600 |
0% |
A - базовый турбулентный |
65000 |
0% |
B-оценка по углу входа |
82000 |
33% |
C- оценка из баланса завихренности |
99500 |
72% |
D- промежуточный |
114500 |
57% |
На рис.12 -13 для трех вариантов расчета изображены поля скорости в разных представлениях. На всех этих иллюстрациях показана сеточная поверхность, находящаяся посередине между втулкой и кожухом.
Рис.12 представляет картину распределения касательных к анализируемой поверхности векторов скорости у входа в межлопаточный канал. В первом варианте расчета заметен недостаточный угол поворота потока перед входом в колесо. Входная закрутка потока усилила отрыв на входных кромках лопаток. В результате применения оценки, исходящей из предположения о сохранении завихренности получен наиболее плавный вход потока в межлопаточный канал.
Поля на рис.13 характеризуют поведение потока внутри колеса. Иллюстрации слева показывают распределение модуля полной относительной скорости по каналу. На цветной заливке хорошо выделяются зоны ускоренного течения у передней кромки лопатки вблизи поверхности, соответствующей стороне разрежения, и последующее развитие области замедления потока у этой же поверхности. Отмечается сокращение размеров обеих зон при закручивании потока на входе, причем увеличение входной закрутки ослабляет предшествующие отрывным явлениям перекосы скорости.
На контурных картах в правой части рис.13 показана одна из декартовых компонент скорости, приблизительно соответствующая основному направлению течения. Отмечены изолинии, характеризующие ширину зоны заторможенного у стороны разрежения потока. Контурная линия, соответствующая тому же значению скорости у стороны давления, расположена так близко к стенке, что на данных графиках просто не заметна. В третьем варианте расчета так же близко к стенке располагается и характерная изолиния скорости у стороны разрежения. Уже при реализации частичной входной закрутки потока линия постоянной скорости расположена ближе к стороне разрежения.
Не показанные на графиках поля промежуточного по величине закрутки варианта расчета примерно соответствуют полям варианта "B". Таким образом, из рассмотренных вариантов постановки задачи наиболее гладкий вход потока в колесо и ровный профиль скорости внутри межлопаточного канала обеспечила закрутка потока на входе из условия сохранения завихренности. Более подробные результаты этого расчета представлены на рис. 14 - 17.
На рис.14 изображены профили расходной скорости в измерительных сечениях. Ориентация сторон совпадает с иллюстрациями из статьи [5], изменен только наклон картинок. Единицей скорости является принятый при расчетах масштаб. С точки зрения изложенных в начале параграфа теоретических предположений о форме профиля все представленные картины показывают поведение как бы более развитого по длине канала потока. Возможно, значительный перекос профиля скорости в межлопаточном канале, чуть не превратившийся в отрыв у стороны разрежения, вызван неадекватным воспроизведением течения вблизи входа в колесо.
Ожидаемое уменьшение скорости у стороны давления наблюдается лишь в сечениях, близких к входу в колесо. Распределение нормальной компоненты скорости в поперечном сечении канала вдоль сеточной поверхности показано на рис.15. Расположение этой (цилиндрической) поверхности отмечено символом 1' на рис.9.
На рис.16 и 17 показан перспективный вид межлопаточного канала с четырьмя измерительными сечениями.
Заливкой на рис.16 показано значение расходной скорости. Масштаб скорости един для всех сечений, шкала изображена на легенде. Кроме того, в каждом из сечений показана структура вторичных течений в виде поля тангенциальных векторов скорости. Масштаб вторичных течений меняется от сечения к сечению, для сечений ¦2, 3, 4 и 5 длина тангенциальных векторов равна соответственно 0,4; 0,5;0,6 и 0,7. Вдоль всего канала проведено два семейства линий тока, одна группа "выпущена" у стороны разрежения, другая - у стороны давления.
Аналогичный рис.17 характеризует вторичные течения. Заливка показывает их интенсивность, в едином масштабе показан модуль касательной скорости. Линии тока в плоскостях сечений условно изображают структуру развивающихся вихрей.