Преемники и последователи
А.Адлер

     А.Адлер и К.Юнг относятся исследователями к группе "ранних отступников" от линии Фрейда. Адлер утверждал: "Быть человеческим существом значит иметь чувство неполноценности, постоянно толкающей к покорению последней" [1, 54]. Результаты стремления индивида к превосходству, с его точки зрения, это одна из следующих возможностей [1, 55]:

  1. Удачная компенсация: положительное приспособление к ситуации.
  2. Сверхкомпенсация: стремление становится слишком значимым для индивидуума.
  3. Бегство в болезнь как средство достижения власти над собой.

     Отсюда определяются аспекты поведения человека [1, 38]:

  1. Невроз является расстройством личности в целом.
  2. Общность явления играет большую роль в генезисе невроза.
  3. Несексуальные факторы могут также вести к конфликту.
К.Юнг

     Рассмотрим картину бессознательной психики К.Юнга [1, 62]:

  1. Бессознательное содержит не только примитивные процессы, но и отброшенные при развитии аспекты психической жизни.
  2. Бессознательное содержит неучтенные личные переживания, забытые факты.
  3. Индивидуальное бессознательное есть лишь часть всей массы, важнее коллективное или даже универсальное бессознательное.

     Основаниями для веры в коллективное бессознательное являются [1, 63]:

  1. Мистическое единство в мифологиях разных культур.
  2. Повторение символов и универсальность переживаний.
  3. Сходство фантазий с мифологией по содержанию.

     Таким образом, Юнг выделяет три слоя души [1, 65]:

  1. Сознание.
  2. Индивидуальное бессознательное.
  3. .Коллективное бессознательное

     Между прочим, свой взгляд у Юнга и на стадии сексуального развития [1, 66]:

  1. Досексуальная: 3 -5 лет.
  2. Допуберантная против латентной фазы у Фрейда.
  3. Пора зрелости.

     "Юнговская система психотерапии базируется на понятии введения пациента в контакт с исцеляющим коллективным бессознательным, прежде всего посредством интерпретации сновидений, побуждая его таким образом увидеть свои проблемы более отчетливо" [1, 67].

Британские школы (А.Фрейд, М.Кляйн)

     Британские школы психоанализа акцентировали свое внимание на детях. С точки зрения Ж.Сатти, существует четыре типа отношений ребенка к миру [1, 66]:

  1. Комплекс неполноценности: "плох могу быть только я".
  2. Наоборот: индивид развивает преследование общества.
  3. Имеет место тенденция к недееспособности, возврат к предыдущим стадиям развития.
  4. Появление правонарушений и преступности, действия "назло".

     Следующие события в истории психоанализа относятся к исследованию детского возраста [1, 90]:

1906 "Фобия 5-летнего мальчика" ("Маленький Ганс"), автор - З.Фрейд
1930 Основание Школ А.Фрейд и М.Кляйн
1936 "Эго и механизмы защиты", автор - А.Фрейд

     В своей работе А.Фрейд вводит понятие о пяти механизмах защиты [1, 91]:

  1. Отказ от реальности посредством фантазирования.
  2. Отказ от реальности посредством слов и поступков: "Я не боюсь".
  3. Ограничение эго: "Избегать вечеринок".
  4. Идентификация с агрессором: "Игра в злобного врага".
  5. Форма альтруизма: "Украшать других, а не себя".

     М.Кляйн определяет в качестве основ своей школы проекцию (приписывание невыносимого внешним) и интроекцию (включение внешнего в свой состав).
     Следующим образом выглядит сравнение методик двух авторов [1, 101]:

Континентальная Школа (Анна Фрейд)

Английская Школа (Мелани Кляйн)

Методика взрослой терапии (самовыражение речью)

Техника анализа свободно-ассоциативной игры

Возникновение супер-эго при разложении эдипова комплекса в 4-5 лет Истоки методики уходят к первым месяцам жизни
Ортодоксальная теория плюс эго и защита Основы теории плюс доэдиповы стадии
Важно отношение родителей Окружающая среда менее важна
Важнее сексуальное влечение Важнее агрессивное влечение
Изучаются дети после трех лет Изучаются дети с двух лет
Требуется помощь родителей, аналитик не должен влиять на ребенка Сотрудничество с родителями не требуется
Методика зависит от возраста, применение ее постепенно; общение с детьми требует осторожности Анализируются фантазии и игра, т.е. непосредственное поведение ребенка
К.Хорни

     "В психоанализе, как отклик на биологические предположения Фрейда, возникли два основных движения, стимулировавшие "справа" более глубокое проникновение в инфантильный опыт (кляйнинская школа), а "слева" - большее внимание к индивидуальным, социальным и культурным предпосылкам (Хорни, Фромм и Салливан) [1, 167].

Э.Фромм

     В теории Э.Фромма (проникнутой влиянием О.Ранка) определены психические механизмы, с помощью которых человек пытается отнести себя к обществу [1, 202]. Сопоставляя их с "невротическими потребностями" индивида по Хорни [1, 182] и чертами характера по Фромму [1, 206], можно видеть следующую связь:

Стремление

Характер

Механизм

Привязанность Восприимчивый Моральный мазохизм: жалобы как жажда зависимости
Власть Эксплуататорский Садизм: стремление к власти, желание руководить
Отказ Рыночный Деструктивность: цель - уничтожить любую возможную угрозу
Покорность Накопительный Автоматический конформизм: покорность и замена желаний

Г.С.Салливан

В завершение обзора, дополняя воззрения других исследователей, приведем точку зрения Гарри Стэк Салливана на стадии развития личности [1, 220]:

  1. Младенчество: развивается индивидуальность.
  2. Детство: начинается с культурным развитием, развитием языка.
  3. Ювенальный период: начало взаимоотношений со сверстниками.
  4. Предъюность: 9-12 лет, эгоцентризм сменяется социализацией.
  5. Юность: ранняя, средняя (начало интимных взаимоотношений) и поздняя (развитая).
  6. Период зрелости.
Содержание