Преемники и последователи |
А.Адлер |
А.Адлер и К.Юнг относятся исследователями к группе "ранних отступников" от линии Фрейда. Адлер утверждал: "Быть человеческим существом значит иметь чувство неполноценности, постоянно толкающей к покорению последней" [1, 54]. Результаты стремления индивида к превосходству, с его точки зрения, это одна из следующих возможностей [1, 55]:
Отсюда определяются аспекты поведения человека [1, 38]:
К.Юнг |
Рассмотрим картину бессознательной психики К.Юнга [1, 62]:
Основаниями для веры в коллективное бессознательное являются [1, 63]:
Таким образом, Юнг выделяет три слоя души [1, 65]:
Между прочим, свой взгляд у Юнга и на стадии сексуального развития [1, 66]:
"Юнговская система психотерапии базируется на понятии введения пациента в контакт с исцеляющим коллективным бессознательным, прежде всего посредством интерпретации сновидений, побуждая его таким образом увидеть свои проблемы более отчетливо" [1, 67].
Британские школы (А.Фрейд, М.Кляйн) |
Британские школы психоанализа акцентировали свое внимание на детях. С точки зрения Ж.Сатти, существует четыре типа отношений ребенка к миру [1, 66]:
Следующие события в истории психоанализа относятся к исследованию детского возраста [1, 90]:
1906 | "Фобия 5-летнего мальчика" ("Маленький Ганс"), автор - З.Фрейд |
1930 | Основание Школ А.Фрейд и М.Кляйн |
1936 | "Эго и механизмы защиты", автор - А.Фрейд |
В своей работе А.Фрейд вводит понятие о пяти механизмах защиты [1, 91]:
М.Кляйн определяет в
качестве основ своей школы
проекцию (приписывание
невыносимого внешним) и интроекцию
(включение внешнего в свой состав).
Следующим образом выглядит
сравнение методик двух авторов [1,
101]:
Континентальная Школа (Анна Фрейд) |
Английская Школа (Мелани Кляйн) |
Методика взрослой терапии (самовыражение речью) |
Техника анализа свободно-ассоциативной игры |
Возникновение супер-эго при разложении эдипова комплекса в 4-5 лет | Истоки методики уходят к первым месяцам жизни |
Ортодоксальная теория плюс эго и защита | Основы теории плюс доэдиповы стадии |
Важно отношение родителей | Окружающая среда менее важна |
Важнее сексуальное влечение | Важнее агрессивное влечение |
Изучаются дети после трех лет | Изучаются дети с двух лет |
Требуется помощь родителей, аналитик не должен влиять на ребенка | Сотрудничество с родителями не требуется |
Методика зависит от возраста, применение ее постепенно; общение с детьми требует осторожности | Анализируются фантазии и игра, т.е. непосредственное поведение ребенка |
К.Хорни |
"В психоанализе, как отклик на биологические предположения Фрейда, возникли два основных движения, стимулировавшие "справа" более глубокое проникновение в инфантильный опыт (кляйнинская школа), а "слева" - большее внимание к индивидуальным, социальным и культурным предпосылкам (Хорни, Фромм и Салливан) [1, 167].
Э.Фромм |
В теории Э.Фромма (проникнутой влиянием О.Ранка) определены психические механизмы, с помощью которых человек пытается отнести себя к обществу [1, 202]. Сопоставляя их с "невротическими потребностями" индивида по Хорни [1, 182] и чертами характера по Фромму [1, 206], можно видеть следующую связь:
Стремление |
Характер |
Механизм |
Привязанность | Восприимчивый | Моральный мазохизм: жалобы как жажда зависимости |
Власть | Эксплуататорский | Садизм: стремление к власти, желание руководить |
Отказ | Рыночный | Деструктивность: цель - уничтожить любую возможную угрозу |
Покорность | Накопительный | Автоматический конформизм: покорность и замена желаний |
Г.С.Салливан |
В завершение обзора, дополняя воззрения других исследователей, приведем точку зрения Гарри Стэк Салливана на стадии развития личности [1, 220]:
Содержание |