ВЕПСЫ-2000

6. Саша - начшвей
  7. Андрей - участник
  8. Женя - участник
Нам нельзя, чтоб наши рюкзаки
Где-то дома прятались в пыли...
А.Крупп

Нулевой день похода (2 февраля)

Высадились из автобуса мы на перекрестке около Курбы и пошли по дороге, идущей примерно на юг и кончающейся около озера (примерно 15 км). В нулевой день просто немного отошли и встали.

Сережа
Один час пятнадцать минут. Наконец все улеглись и более-менее утихомирились. Я  дежурю у печки. Воюю с ее дверцей, которую прямо перед походом починил заботливый Миша. В шатре хорошо, тепло и сухо.
     Ну что, кажется, начался наш поход (.......). Сколько всего плохого сопутствовало его подготовке, просто беда. А здесь пока все нормально, как и должно быть. Снега немало, чувствуется, что хорошая тропежка нам обеспечена. И вообще, если кто еще не понял, халявы не будет!
     А вообще забавно здесь. Вепсы, народ говорит по-вепски. Люди приятные. В автобусе общались с одним местным дядечкой (парнем) из Курбы. Чуть не остались у него ночевать. Может зря? А первоначально ходили какие-то отрицательные слухи насчет Курбы. Автобус Санкт-Петербург - Винницы ехал вместо шести часов семь, но нам это оказалось даже лучше (дверца печки достала).
     Тетя Катя забыла (как всегда) в автобусе свои бумажки, так что ничего мы не узнаем про местных богов. Очень жаль.
     Короче говоря, если подытожить все произошедшее, мне здесь нравится. Поживем, увидим...
     P.S.: Классное у нашего похода название получается - Вепсы-2000 - хоть сейчас на рекламный ролик.
     P.P.S.: Дежурные, не забывайте про котлы!
Саша
6:15. Про котлы  действительно чуть не забыла, но это объясняется бедственным положением печки при моем здесь появлении. Так что первые 40 минут моего ПЕРВОГО (УРА!) ночного дежурства были омрачены заботами (весьма тревожными) по приведению в чувства этой самой печки. Дверца у нее хоть работает и нормально, а вот только поначалу она очень хотела потухнуть.
     Наконец-то печка начала приятно потрескивать, и сейчас уже очень тепло.
     И все-таки как тут классно. Вепсы. Снег. Елки. Даже не верится, что наконец-то удалось выбраться.

Женя
7:20. Так хочется что-нибудь написать, а свечка кончилась, все-таки первое в жизни ночное дежурство (пишу при фонарике, поэтому немногословен).

Катя
Какой-то добрый человек сломал ручку пополам, приходится писать просто стержнем, что не очень удобно.
     На улице сейчас очень хорошо. Во-первых, очень красиво - все деревья в снегу, а потом всего -7. Что еще можно желать?
     А морозы здесь, говорят, уже один раз были хорошие в этом году. Когда у нас было -18-20 градусов, у них было -37.
     Вообще говоря, события прошедшего дня почти все исключительно приятные. Главное - это мы, наконец, все-таки уехали, во что уже иногда трудно было поверить в последние дни.
     Руководитель, конечно, опоздал на встречу. Вместо 9:00 пришел в 9:25.
     Еще я (почему-то как всегда, по словам С.А.) забыла всякие бумажки в автобусе. А по поводу "как всегда" - я уж молчу, как руководитель полчаса искал свою сумку, как потом выяснилось, висевшую у него на поясе.
     А еще у нас оказались довольно тяжелые рюкзаки. На молодых людей по 16, на девушек по 10 кг общественного веса. Продуктов как-то много, да и снаряги, наверное, тоже. Например, есть два топора. Удобно, конечно, но группа-то всего 8 человек.
     А, вообще, сейчас просто классно. На улице приятно (я даже снегом умылась), места много в шатре, тело, сухо, вставку уже на печку поставила. Не хочется даже еще спать ложиться. Но уже пора будить Федю с Пашей.

Первый день похода (3 февраля)

В первый день прошли дальше по дороге, правда не знали, сколько.

Саша
Славный получился денечек. Встали, правда, поздно, и поэтому он был коротким. Но, учитывая то, что он первый, то можно назвать его разминкой (в этом тоже что-то есть: начало - как будто даже халява, а вот потом... ну посмотрим). Шли весь день по дороге. Снега прилично, но все ожидали больше, наверное, так скоро будет. И особых морозов пока нет. -7/-10 - весьма себе приятно. Видели сегодня всякие там следы животных: кто-то внезапно вскрикивал с огромной надеждой в голосе: "Медвежьи!". Но Сергей Анатольевич злорадно разубеждал: "Всего лишь заячьи". А мы-то уже тянулись за ракетами в карманах. Все действительно очень весело, посмотрим, что будет дальше.
Катя
С печкой, однако, иногда приходится воевать. Но зато время на дежурстве быстрее проходит.
     Вепсы мне пока определенно нравятся. Погода отличная, лес красивый, настроение отличное. Вечером у меня почти живот болел от смеха.
     Что меня еще безумно радует и как участника, и особенно как доктора - так это здоровое состояние всех окружающих. Так держать, господа!
     Свечка, однако, потухла, так что писать кончаю.
С.А.
Растопил свечку, используя в качестве дров спичку. Теперь можно что-то написать.  Вставка стоит на печке, которая горит вполне хорошо.
     Что-то под утро поднимается ветер. Шумит в деревьях и качает борта шатра. Что-то кушать хочется...
     Вчера начали ставиться очень оперативно. Но, когда почти все уже было готово, немного расслабились. В итоге не хватило дров на костер, да еще вдобавок промучались с растопкой печки. Вспомнилась Карелия.
Кстати, дрова на печку можно колоть помельче, чем сегодня, меньше будет проблем.

Второй день похода (4 февраля)

В следующий день немного прошли, примерно поняли, где находимся, и к концу дня вышли почти к озеру, хотя не знали этого. Нам постоянно казалось, что до озера совсем чуть-чуть, потом уже начали думать, что обошли его, короче, снова с трудом понимали, где мы. На очередном привале несколько человек отправились на разведку, после чего сообщили, что дорога кончилась, а озера нет. Там и разбили лагерь.
Катя
Устроилась я очень классно: не совсем около печки, а то там жарко, термос в качестве подставки использую, и свечка хорошо горит - ярко и медленно.
     Уже зашила бахил С.А., который успел пострадать вчера вечером, и наполнить вставки.
     Классно, что чай в термосе уже заварили. Это значит, что утром будет целая вставка чая на завтрак. Печка сегодня горит отлично, дрова просто классные.
     А на улице все время идет снег. Это, наверное, чтобы мы не сумели воспользоваться лыжней, протропленной метров на 500 вперед.
     Вообще, денек сегодня был вполне ничего. Вышли, еще 10 не было, что, надо сказать, не очень плохо. Да середины дня успешно тропили по колее дороги. До обеда сделали 4 перехода. В районе обеда колея была очень глубокая: снег по краям был выше, чем по колено, так что уступать место следующему было не таким легким занятием, как обычно.
     После обеда прошли еще 3 перехода. Все ждали озеро, которое, казалось бы, вот-вот должно появиться. Но не тут-то было . Так мы до сих пор его и не увидели. Стали появляться предположения, что мы его уже прошли (а оно осталось справа), а сейчас мы идем не совсем понятно куда. Видимо, в столь желанную мною Вологодскую область. Сейчас даже наметили возможные новые пункты выхода, если вдруг туда все-таки забредем. Постановка лагеря прошла довольно быстро и гладко. Еще 7 не было, а уже совсем оголодавшие к этому времени, наконец, кушали супчик. А потом вскоре еще и рис с сосисками!
     Все просто классно было. И на улице хорошо сидеть было, и костер почти не дымил в отличие от вчерашнего.
     А еще любители прекрасного (Федя, Женя и я) почистили зубы, что еще больше подняло настроение.
В общем, жизнь прекрасна! Хорошо,  что мы преодолели все трудности и выбрались все-таки сюда.
Федя
Всем большой привет!
Надеюсь, многие разделяют мое прекрасное настроение. Идут всякие разговоры, мол, всего два дня в походе, а уже есть хочется всегда, рюкзак нести почти никогда, а пива даже во сне. Но если глянуть с другой стороны: уже два дня в лесу, а все еще не заблудились, ставимся и снимаемся все быстрее, скоро будет хватать времени на культурную программу, жаль, что нет гитары.
В общем, идет все отлично, погода хороша, снега ниже, чем по плечо, раскладка почти оптимальная.
Спокойной ночи.
Сережа
Предыдущие писатели довольно много чего понаписали, так что я сегодня ограничусь несколькими незначительными замечаниями к предыдущему.
1. Выше было сказано, что мы уже протропили на 500 м вперед. По-моему, там с трудом наберется 300м. Это мы вчера предприняли последнюю попытку найти озеро, не нашли.
2. Конечно, Федин оптимизм радует, однако:
а) Насчет того, что не заблудились, пока не ясно. Озера-то не нашли.
б) На культурную программу времени-то, возможно, хватит, а вот культуры...?
И еще. Большое спасибо тете Кате за то, что она так классно зашила мой бахил.

Третий день похода (5 февраля)

В следующий (третий) день (тут-то и начинается) дошли до конца дороги, и вышли на небольшой пустырь. Справа (где по карте могло быть озеро) был кустарник, спускающийся в низину. Мы ломанулись через него (а что бы сделали вы?). В итоге мы вышли к озеру, которое по направлению и форме напоминало то, которое было нам нужно. Естественно, мы решили, что это оно (сейчас я думаю, что так и было) и двинулись дальше на юг к Муноозерам. В конце озера должен был быть ручей, ведущий к следующему озеру. Мы его успешно нашли, но он оказался значительно короче, чем по карте. Тут-то мы и начали сомневаться, но других вариантов, кроме как двигаться дальше по озерам и соединяющим их ручьям, не было, так как в итоге мы хотели выйти к Леринскому. Так мы прошли, все меньше представляя, где находимся, еще пару-тройку озер, после чего вышли на довольно длинный ручей, который вывел нас на не обозначенную на карте дорогу. Она был очень похожа на просеку, которых на карте до фига, но ее отличала характерная насыпь, и шла она не ровно на юг, а то на юг, то на юго-восток. Так как ручей уходил куда-то в болото, да и идти по лесу задолбало, а дорога шла примерно туда, куда нам надо, мы двинули по ней и ближе к вечеру наткнулись на домик-"кабак".

Саша
11:15. Погодка замечательная. С утра боялись, что слишком тепло (всего -2), но лыжи вполне себе скользят. И видочек чудесный: наконец-то кончилась дорога, и мы нашли наше озеро. Направляемся в сторону болота Тупого (интересно, чем же оно заслужило это название, скоро увидим). Утром, правда, тормозили по-страшному, и крепления всякие там ломаются, но сейчас все очень славно.

Женя
Прямо офигенно славно, сижу тут верхом на рюкзаке, ветерок, полный зашиворот снега; только что пустились сквозь кусты в какое-то болото, которое оказалось (ура!) нашим озером (по крайней мере, очень хочется в это верить). Главная радость: мы скоро дойдем до бара. Мы ждем этого уже дня два.

Катя
Настроение отличное, однако, где мы находимся, никто не знает. Пилили по каким-то озерам, потом пошли по ручью и забрели в какое-то болото, где думали, что должно находиться озеро. Там пообедали, где нас порадовал густой мокрый снег. Сейчас он кончился, кусками небо обалденно голубое. Идем по какой-то дороге. Гадаем, где же мы. По карте получается, что мы либо слишком мало прошли, либо вообще упилили куда-то далеко.
     Руководитель у нас очень хороший, мне нравится!
Паша
15:50. Андрей только что обманом завладел Лениной колбасой, всучив ей за это какой-то ма-а-аленький кусочек сухофруктов.

Четвертый ходовой день (6 февраля)

Катя
Сегодня необычный подъем. Открываю глаза, перед ними окошко, из которого очень симпатичный вид: солнышко, снег и наши лыжи.
     На этот домик под названием "Кабак" (написано на его двери) набрели вчера в конце последнего перехода.
     Мои предположения о полном бардаке внутри не оправдались. Там оказалось вполне уютно, а работу печки мы тут же проверили принесенными с собой дровами (ну, хоть не зря тащили!). В результате "лагерь" поставили очень быстро: мальчишки заготовили дров, а мы с девчонками убрали внутри. Полдомика занимает деревянный настил, еще есть столик, скамейки и печка. Так мы и провели в нем весь вечер за приготовлением пищи (на этой печке она не очень быстро готовится) и всякими разными разговорами. Самой популярной темой была длина трубы печки, и почему же чем длиннее труба, тем лучше. К единому мнению так до сих пор и не пришли. Написали записку хозяевам дома с пожеланиями удачи и благодарностью. Спать улеглись около 12. На настиле весьма тесно ввосьмером, да еще вначале было очень жарко, что под утро вполне компенсировалось утренней прохладой. На улице -10. Дежурные проспали, поэтому выйдем сегодня позже обычного. Но это, наверное, не так страшно. Масса впечатлений, полученных здесь, стоит потраченного времени.
     Мне еще очень понравилось забираться на крышу и оттуда прыгать в снег. Очень здорово.
     Еще давно собираюсь написать о том, как Федя вставал прошлой ночью на дежурство. Бужу его со словами: "Феденька, вставай, дежурить пора!". Феденька открывает один глаз, пристально смотрит на меня и задает неожиданный вопрос: "А где Катя?". Я задумываюсь на пару мгновений, но все же отвечаю, что это собственно я. Федя приподнимается, смотрит, успокаивается и со словами: "А я думал, это Андрей Чугунов", пытается уснуть снова. Я, конечно, стараюсь препятствовать этому процессу, так что вскоре Федя начинает вылезать из спальника. Я жду, однако, минуты через три пытаюсь понять, почему же Феде никак не вылезти. Оказывается, он тщетно пытается это сделать, расстегивая молнию на кармане, еще удивляясь, почему же она заедает.

Женя
 (Вечером в шатре после первой порции чая)
Домик-Кабак, я думаю, всем понравился, включая меня, хотя многие ворчат по поводу тесноты, по поводу согнутых ног и т.д. и т.п. По-моему, было здорово, по крайней мере, какое-то разнообразие.
     Утром мы тормозили по-страшному. Но, понятно дело, в конце концов, собрались и вышли. Сначала пошли по той же дороге, что и в прошлый день, которая шла попеременно то на юг, то на юго-восток. Через некоторое время, так как дорога все больше и больше стала забирать на восток, а по нашим ощущениям мы и так с этим делом перебрали, мы свернули и пошли через лес примерно на юго-запад, надеясь выйти либо на ручей, либо на речку. Пройдя около часа, мы увидели впереди просвет (ура!). Через минуту стало ясно, что это озеро, правда, пока не ясно какое. Скинув рюкзаки и пройдя с целью разведки немного вперед, мы решили, что, судя по размерам и по направлению, это либо Мелозеро, либо Леринское. Причем даже по островам эти озера примерно одинаково подходили под то, что было перед нами. Точно определить, на каком из них мы находимся, мы могли единственным образом: если пройти вперед еще км 2-3, то если это Мелозеро, то справа откроется небольшой заливчик, а если Леринское, то сквозь небольшой пролив будет видна основная его часть. Обходя мыс за мысом, мы все меньше понимали, где находимся. Обойдя очередной мыс и почти потеряв надежду что-либо понять, мы сделали очередной привал, и трое (я, Серега и Саша) отправились на разведку за последний мыс, за которым еще что-то могло быть. Обойдя его, мы естественно не обнаружили ни пролива, ни залива, но зато увидели то, что меньше всего ожидали - речку. Пройдя вдоль нее и поняв, что оно продолжается довольно далеко, решили проверить направление течения. Бросили палку, она медленно, но уверенно поплыла от озера. Мы не поверили (уже очень хотелось, чтобы наоборот). Повторили попытку в другом месте - та же феня. По памяти (картинку мы забыли на привале) не из Леринского, не из Мелозера в этом направлении ничего не вытекает. Была версия, что это Муноозеро, но оно должно быть гораздо уже. Совсем приуныв, мы повернули в сторону привала. Посмотрев на карту, мы поняли, что память у нас дырявая, и из Мелозера вытекает солидная речка (в Леринском ничего подобного нет). Теперь все стало ясно, хотя и жаль, что мы не на Леринском. А заливчик либо зарос, либо мы его пропустили (вход-то в него узкий). Теперь мы решили снова ломить через лес до..., но было уже поздно и, выйдя на берег, мы разбили лагерь. Продолжение следует.

Саша
На улице поднялся какой-то ураган, и снег валит как из ведра (если так, конечно, можно выражаться). После вчерашней бани все остались весьма довольны нашим уютным прохладным (ура!) шатром. Не знаю, что там писали про сегодняшний день, но думаю, что уже все, так что пока.
     P.S.: Тетя Катя периодически выражается явное неудовольствие по поводу полной халявы, с грустью вспоминая наш прошлогодний поход в Карелию. Но, посмотрим, что еще будет.

Пятый ходовой день (7 февраля)

Катя
Сделали два перехода. Сейчас на привале. Погода сегодня просто приятная - температура +2. С утра еще и мокрый снег шел, сейчас, слава богу, кончился. Правда, все вещи итак уже почти промокли. Теперь надо бы -30, чтобы все задубело.
     Сейчас медленно ползем по лесу, мучает подлип. Хотя у меня лично его почему-то нет.
     С утра обсуждали, что значит аббревиатура "ГП" на лыжах у С.А. Возникли различные варианты: "Горный турист", "Главный турист", "Гордость туриста" ?.
     Только что выяснили, что новая улучшенная модель Фединого рюкзака называется "Хрен горбатый".

Саша
Направляемся в сторону Мурозера (надеемся, что именно в его сторону). Лес здесь очень красивый: деревья все в снегу. В основном одни елки, покрытые белыми шапочками, народ развлекается, сбивая их снежками кому-нибудь на голову.

Женя
(Продолжение в шатре следующим вечером)
Не могу терпеть, обрадую сразу: теперь мы точно знаем, где находимся. Ну а теперь по порядку.
Как я уже писал, с утра мы были на западном берегу Мелозера, ближе к его южному концу. Как и было решено вечером, мы ломанулись через лес на восток, склоняясь немного к югу и надеясь выйти к Мурозеру. Самым неприятным было бы склониться к северу и пройти мимо озера, поэтому мы не боясь забирали на юге, тем более, что от этого мы почти ничего не теряли. Погода не благоприятствовала продвижению: +2 и ужасный подлип. Но мы медленно, но уверенно проходили болото за болотом. Пройдя болот четыре-пять, я, посмотрев на карту, сказал, что мы наверняка прошли больше половины. Через пару минут впереди показался солидный просвет. Невольно я уже успел порадоваться, но тут же появилось сомнение, уже слишком рано (мы всегда недооценивали свою скорость). С более близкого расстояния стало видно, что это озеро, причем довольно большое. Плюс к этому уже чувствовался довольно сильный ветерок. Мы решили привалиться перед выходом на лед, чтобы передохнуть и теплее одеться, а также прогуляться с картой, чтобы поточнее определить, где мы. Сомнений не осталось: мы на Муромозере. Ура! Там, где нам надо! Причем мы были напротив заброшенной деревушки Чубово (куда мы и собирались). Видимо, как всегда, нас вывела интуиция. Подняв рюкзаки, мы двинулись. Подлип почти исчез, и скорость заметно увеличилась, короче было приятно, хотя дуло прилично, все шли в предощущении: не терпелось посмотреть на заброшенные дома.
     Поразвлекавшись, мы отправились на остров, где я сейчас и нахожусь, ночевать в полуразвалившемся домике не решились, так как изо всех щелей дует, да и топить старенькую печь страшновато. Первый, не совсем развалившийся домик, оказался на самом берегу. Он был не заперт. Судя по внутреннему убранству, дом был покинут лет двадцать назад, а то и больше. Но при этом он, видимо, изредка (скорее летом) посещаем, так как в разных углах валяются пустые бутылки, пачки из-под сигарет, приспособления для рыбалки. Хотя остались и древние предметы: кочерга, клещи, в подвале нашелся ухват. Планировка дома напоминается планировку домов в моей деревне под Лугой.
     Русская печь несколько отличается от тех, что делают у нас. Удивил вход в подвал: он рядом с печью и напоминает сундук без дна (в результате спускаться вниз тяжелее, так как расстояние от земли до верхнего края "сундука", понятно, больше, чем до пола).
     Здесь мы отобедали. Как и в прошлый раз, поджарили в миске колбасу, налив туда спирта. Поедание колбасы стало самым приятным моментом за весь день (спасибо Федору, это он рассказал о таком способе). Оба раза Федя фотографировал миску, набитую колбасой, с язычками пламени от горящего спирта (непередаваемое зрелище, особенно, когда хочется есть), хотя снимать надо было совсем другое: как мы это едим. Но в этот момент никто и подумать не мог о том, чтобы взять в руки фотик, все (даже Лена!) со смачным чавканьем поглощали деликатес - сочную, горячую, вкуснейшую (по крайнем мере, так казалось) колбасу, которая исчезала за считанные секунды.
     После обеда, оставив рюкзаки, мы двинулись гулять и осматривать остальные дома. Большинство из них оказалось совсем разрушенными, и ничего интересного в них мы не нашли. Только один из домов находился в более-менее приличном состоянии. Налицо были признаки ремонта, самое большое, двухгодовалой давности: новые еще белые доски и жерди, железная крыша, новенькие кирпичи, переложенная труба. Короче в доме, видимо, летом живут, либо собирались жить. Дверь была заперта на замок, и пробирались внутрь мы через чердачное окно. В доме еще остались предметы старины, но гораздо больше было признаков современной цивилизации. Выбравшись так же, как и проникли внутрь, стараясь все оставить на своих местах, мы пошли кататься с горок. Опробовав две горки и изрядно вывалявшись в снегу, мы хотели пойти на третью, но время поджимало, и поэтому пришлось вернуться к рюкзакам, после чего мы пошли на остров.
     Завтра планируем зайти в жилую деревню Корвала, пообщаться с аборигенами. Последнее больше всего хочет Федор, надеюсь, он об этом напишет.
Саша
Как выяснилось, темп нашего передвижения достаточно хороший, поэтому идти просто в Пашозеро по дороге из Корвалы уже не интересно. Было предложено множество вариантов нашей дальнейшей жизнедеятельности, один из них Вологодская область и т.д. Но решили вроде идти все-таки в Пашозеро, но очень-очень криво, заходя во все интересные места, которые хоть чуть-чуть по пути.
Славный получается походик: все как-то слишком хорошо. Подготовившиь к суровым Вепским морозам, диким зверям, с трудом верится, что все это правда. Каждое утром, просыпаясь, ожидаешь, что сейчас дежурный крикнет с улицы "-30", - но пока, что кричат только +2. Ладно, только бы не сглазить, хотя может и хорошо бы -30 градусов, но все-таки не надолго, так, для спортивного интереса.
Катя
1:25. Еще ничего не написала про вечер, а он был совершенно классный. Поставились быстро и гладко. Дрова просто великолепные, шатер очень хорошо натянулся (кто-то его хорошо натянул (С.А.)).
Супчик скушала еще до 7, вскоре последовал вкусный рис с сосисками. Думали, где бы попить чай. И на улице, и внутри очень хорошо. В результате пьем на улице и с остатками идем в шатер, где в качестве культурной программы устраиваем чтение Фединой книжки "Тигр снегов".
В один момент рвется леер у шатра, но эту трудность мы быстро преодолеваем и расслабляемся дальше.
А сверху опять шло что-то мокрое. Сейчас немного поутихло. На озере сильный ветер.
Сережа
Да, погодка сейчас не из приятных. Валит какой-то твердый теплый снег и дует не хилый ветерок. А вообще при ветре пересекать озеро даже интересно, хотя я бы не отказался от хорошего, яркого солнца на завтра. Но погоду мы не выбираем, даже начпог, на которого все пеняют.
Завтра, как уже написано выше, собираемся нагрянуть в Корвалу. Интересно, что нас там ждет. Кроме всего прочего, хотелось бы узнать расписание автобусов до Шугозера и, возможно, купить что-нибудь вкусненькое. Хотя последнее довольно сомнительно, да и не очень актуально. Самое забавное, конечно, было бы пообщаться с местными жителями.
Одно из неожиданных, приятных открытий похода - новый способ приготовления переедочной колбаски. Поджаренная на спирту колбаска выглядит и пахнет очень аппетитно!
Со значительно меньшим удовольствием хочется отметить еще одну вещь. По-моему (может, это только мое мнение), у нас возникает слишком много неприятных споров (как всегда по пустякам), мелких конфликтов, а также наездов друг на друга. В связи с этим хочется призвать всех, в том числе и себя, к большей терпимости и доброжелательности. Пока все.